Вечером в понедельник, 26 мая, возле Челябинска разбился грузовой самолет Ан-12 авиакомпании "Московия" из города Жуковский Московской области (бывшее ОАО "Авиакомпания ЛИИ имени Громова"). На борту транспортного средства находились девять членов экипажа, никому из них выжить не удалось. Среди предварительных версий причин случившегося специалисты называют пожар в салоне самолета, ошибку экипажа и отказ техники.
Воздушное судно Ан-12 с бортовым номером RA-12957 совершало доставку некоего спецгруза из Перми в Челябинск и после разгрузки должно было пустым вернуться обратно в Пермь. В 18:05 по московскому времени самолет вылетел из аэропорта Челябинска, в 18:09 служба управления воздушным движением получила от членов экипажа сообщение о том, что в кабине произошло задымление и они решили произвести вынужденную посадку в аэропорту вылета. После этого Ан-12 пропал с экранов радаров, а в 18:20 местные жители сообщили о падении самолета всего в нескольких километрах от аэропорта, на поле возле поселка Баландино.
Погодные условия в районе места происшествия были неблагоприятные - в Челябинской области сейчас дожди, туман и плохая видимость. Из-за этого, как сообщают местные жители, самолет пытался зайти на посадку дважды, причем во время второго захода он зацепил высоковольтные линии электропередачи и буквально разлетелся в воздухе. По словам очевидцев, обломки авиалайнера разбросало в радиусе примерно 500 метров.
На место происшествия были направлены пожарные, спасатели, бригады "скорой помощи", а также сотрудники ГУВД и ГИБДД Челябинской области. Они обнаружили в районе падения тела всех девяти находившихся на борту транспортного средства членов экипажа, а также бортовой журнал и оба самописца разбившегося самолета. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
В настоящее время личности всех погибших уже установлены. Как сообщается, это пилот-инструктор первого класса Анатолий Сережкин, второй пилот второго класса Алексей Волков, штурман-инструктор Олег Севастьянов, бортмеханик Александр Пашков, бортрадисты Юрий Богдан и Виктор Тюменцев, бортоператор Андрей Макаров, а также инженеры Юрий Тюков и Григорий Бондаренко. Двое погибших - жители Иркутска, а остальные - москвичи. Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования семьям погибших и поручил главе Минтранса Игорю Левитину оказать всю необходимую помощь родственникам жертв катастрофы.
Между тем из-за повреждения линии электропередачи, которую Ан-12 задел при падении, оказался частично обесточен поселок Светлый, расположенный под Челябинском, и макаронная фабрика "Макфа". Для восстановления энергоснабжения в район крушения самолета направили аварийные бригады энергетиков и необходимую технику.
Для расследования авиакатастрофы была создана специальная комиссия, которую возглавил руководитель Ространснадзора Геннадий Курзенков. В состав комиссии вошли представители ряда ведомств, в том числе Росавиации, Ространснадзора и Росаэронавигации. Наиболее вероятной причиной крушения Ан-12 пока считается короткое замыкание электропроводки и последующий пожар в кабине самолета, однако в качестве версий рассматриваются также ошибка экипажа и отказ техники. Кроме того, пока неясно, связано ли крушение авиалайнера с тем, что он задел высоковольтные провода.
Отметим, что в качестве неофициальной версии причин падения называют также сильную изношенность транспортного средства. Разбившийся Ан-12 был выпущен в 1968 году и отлетал уже 40 лет. По некоторым данным, самолет ранее использовался Красноярским авиаотрядом, летал в Заполярье и находился в парке авиакомпании Kosmos. Последнее техобслуживание Ан-12 прошел около полугода назад.
Четырехмоторные турбовинтовые транспортные самолеты Ан-12 производят с 1957 года. Авиалайнеры серийно выпускались в Иркутске, Воронеже и Ташкенте. Всего с начала производства было выпущено 1400 таких самолетов. Ан-12, отличающиеся надежностью и долговечностью, использовали в гражданском воздушном флоте, долгое время они составляли основу военно-транспортной авиации России.
Тем не менее, за последние годы произошло уже несколько авиакатастроф с участием Ан-12. В частности, в июле 2007 года возле аэропорта "Домодедово" вскоре после взлета упал и загорелся самолет, принадлежавший авиакомпании "Атран". Никто из находившихся на борту семи членов экипажа не выжил. Как установила комиссия, причиной падения самолета стало попадание птиц сразу в два из четырех двигателей.
Годом ранее, в июле 2006 года, в Демократической республике Конго разбился самолет Ан-12, принадлежавший частной конголезской авиакомпании Mango Airlines. На его борту находились трое россиян и двое местных граждан, все они погибли. Причиной падения транспортного средства стал пожар в одном из двигателей самолета, начавшийся спустя несколько минут после взлета.
Окончательные выводы о причинах авиакатастрофы 26 мая, по словам главы Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, будут сделаны не ранее, чем через месяц, когда завершится экспертиза бортовых самописцев транспортного средства.