Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Со всеми удобствами

Кто чинит сантехнику на МКС

Поломка туалета в обычной городской квартире – мелкая бытовая неприятность. То же самое на Международной космической станции – серьезная авария, которая может помешать работе космонавтов.

Что-то попало на вентилятор

Основной туалет на МКС, прослуживший уже семь лет, сломался на прошлой неделе. На станции в настоящее время находятся три человека: россияне Сергей Волков (командир экипажа) и Олег Кононенко, а также американец Гаррет Рейсман. Они не смогли установить причину поломки. В принципе, ситуацию нельзя было назвать критической: 31 мая должен быть запущен шаттл "Дискавери", который доставит на орбиту рекордное количество грузов. Тем более что в распоряжении экипажа станции оказался резервный туалет космического корабля "Союз ТМА-12".

Однако вскоре обнаружилось, что емкости резервного туалета не хватит на две недели, и необходимо заняться починкой основного. Судя по всему, из-за перспективы остаться без "удобств" космонавты всерьез задумались над этим вопросом и сумели разобраться, что же случилось с туалетом. Однако прежде чем раскрывать причину поломки, следует вкратце описать устройство космического туалета.

Туалет на МКС заметно отличается от "земных", а также "самолетных". Причин несколько: во-первых, невесомость, во-вторых, необходимость свести к минимуму массу и объем продуктов жизнедеятельности космонавтов. Унитаз оснащен отверстиями, всасывающими отходы за счет работы вентиляторов (похожая технология используется на подводных лодках), держателями для бедер, а также педалями, к которым пристегиваются ноги космонавта. Кроме того, специальное устройство отделяет жидкость от воздуха, который попадает в емкости для отходов.

Резервуары с отходами впоследствии переносят на грузовые корабли. В земной атмосфере эти емкости просто сгорают вместе со всем содержимым.

Обнаружилось, что сломалось именно отделяющее жидкость от воздуха устройство. Утилизацию твердых отходов жизнедеятельности туалет на МКС проводил по-прежнему. После обнаружения причин поломки экипаж заменил некоторые детали. Туалет заработал без перебоев, и все вздохнули с облегчением, тем более что капризное устройство доживает на МКС последние месяцы.

Просто добавят воды

Осенью туалет на МКС заменят на новый. С виду он будет практически таким же, но при этом у нового устройства будут определенные преимущества. Экипаж станции планируют увеличить до шести человек, и новый туалет должен будет обеспечивать им определенную приватность, а также частично решать проблему снабжения питьевой водой.

Доставлять на орбиту воду для шести человек – совсем не то же самое, что для трех. Часть воды, которая затем применяется для питья, получают из воды, использованной для стирки, а также из пота членов экипажа. Ученые решили зайти еще дальше и перерабатывать в дистиллированную питьевую воду мочу космонавтов: шесть ступеней очистки и добавление йода должны сделать жидкость пригодной для умывания и питья. Вообще-то, подобная технология была разработана в СССР еще в 1980-е годы, но ее с негодованием отвергли из психологических соображений.

Однако у современных космонавтов нет возражений по поводу использования воды из таких источников. В конце концов, каждому из них только для питья и пищи отводится шесть литров в день. Обнадеженные ученые уже поговаривают о том, чтобы внедрить подобные системы и на земле – в тех регионах, жители которых испытывают острую нехватку питьевой воды.

Новый туалетный отсек вместе с системой очистки обойдется NASA в 19 миллионов долларов.

Подробности быта на орбите всегда были интересны даже тем, кого не очень волнуют проводимые в космосе научные эксперименты. И если о том, чем питаются космонавты, рассказывают на уроках в школах, то вопросы утилизации бытовых отходов и продуктов жизнедеятельности обычно умалчиваются. Один из лучших способов получить более-менее полное представление о повседневной жизни экипажа космической станции – посетить Звездный городок под Москвой. В музее Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, в частности, представлен и туалет, аналогичный тому, который был установлен на станции "Мир".

Из жизни00:0414 сентября