В результате конфликта акционеров нефтяной компании ТНК-ВР, образованной в результате слияния "Тюменской нефтяной компании" (ТНК) и российских активов британской British Petroleum (BP), первым должен был пострадать президент ТНК-ВР Роберт Дадли, отставки которого требует российская сторона. Британцы Дадли уволить не дают, зато один из независимых директоров компании ушел в отставку сам, не сумев урегулировать спор акционеров, который грозит перерасти в самый громкий корпоративный скандал этого года.
Серьезные разногласия между российскими и британскими акционерами ТНК-ВР возникли после того, как представители BP отказались увольнять руководителя компании Роберта Дадли за то, что он публично рассказал о конфликте акционеров, не сумевших договориться о стратегии и направлении инвестиций ТНК-ВР, а также о распределении дивидендов.
ТНК-ВР, которую считают третьей по величине нефтяной компанией в России, принадлежит в равных долях ВР и консорциуму AAP, состоящему из "Альфа-групп" Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга. Представители российской стороны, встречаясь с президентом BP Тони Хейвордом в понедельник, 26 мая, предложили сменить Дадли на Вексельберга, однако получили отказ. После этого россияне заявили, что Дадли руководит ТНК-ВР только в интересах британцев.
Сам Дадли, рассказавший о напряженной обстановке вокруг ТНК-ВР, был недоволен тем, что менеджеры ТНК-ВР, наполовину принадлежащей британской BP, намеренно снизили квоту на прием сотрудников-иностранцев. В начале апреля компания подала заявку в Управление государственной службы занятости населения (УГСЗН) Москвы на квоту для иностранцев в 60 человек. Подписал заявку исполнительный директор ТНК-BP и совладелец "Альфа-групп" Герман Хан. Однако 23 апреля в УГСЗН была направлена альтернативная заявка на 150 иностранных сотрудников, подписанная уже Дадли. Теперь президент ТНК-BP просит чиновников отозвать поданную Ханом заявку, а в своем письме к ним назвал действия Хана "попыткой ввести в заблуждение" ТНК-ВР, ее акционеров, а также российские госорганы.
В четверг, 29 мая, на совете директоров ТНК-ВР на Кипре совладельцы компании только подлили масла в огонь, на котором, если британцы отступятся, гореть придется Дадли. По сведениям "Коммерсанта", на встрече российские акционеры вновь потребовали отправить в отставку Дадли, а ВР предложила уволить из ТНК-ВР Германа Хана, вице-президента по правовому обеспечению "ТНК-ВР Менеджмент" (управляющая компания ТНК-ВР) Игоря Майданика и вице-президента по безопасности Бориса Кондрашова. Однако обсуждение кандидатов на увольнение закончилось на Дадли. Российские акционеры покинули встречу, лишив собрание кворума. После этого они обнародовали заявление, в котором снова потребовали увольнения Дадли.
Однако первым уволился Жан-Люк Вермулен, независимый директор ТНК-ВР. Агентство Reuters 30 мая сообщило со ссылкой на свои источники, что Вермулен, представляющий в совете директоров российских акционеров, убедившись, что не может разрешить конфликт между владельцами ТНК-ВР, подал в отставку.
В последнее время дела у ТНК-ВР идут неважно. С начала года название фирмы упоминалось сразу в нескольких громких скандалах. Сначала в ТНК-ВР сотрудники ФСБ обнаружили шпиона, затем следователи навестили представительство британской BP.
В марте Федеральная миграционная служба признала недействительными визы 148 иностранцев, работающих в ТНК-ВР. Позднее примерно половине из них удалось переоформить визы должным образом, однако приступить к работе они так и не смогли. В середине мая стало известно, что один из миноритариев ТНК-ВР подал иски по поводу незаконности приема на работу в ТНК-ВР 148 иностранных сотрудников из BP. Кроме того, налоговики сейчас пытаются взыскать с фирмы задолженность, а МВД возбудило уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов руководством компании ТНК, не существующей с 2005 года.
Допустим, что все вышеперечисленное не имеет прямого отношения к ссоре акционеров. Однако и конфликт совладельцев компании сам по себе может значительно изменить структуру акционеров ТНК-ВР в будущем. Дело в том, что до начала 2008 года, согласно договору между акционерами, стороны не имели права продавать свои доли. Теперь совладельцев компании от такого шага ничто не удерживает, тем более, что ТНК-ВР, по данным российских СМИ, интересна как "Газпрому", так и "Роснефти". Пока государство предпочитает наблюдать за противостоянием, занимая позицию над схваткой.
Неясно и то, кто из совладельцев ТНК-ВР, если это случится, решится первым продать свою долю в компании. Россияне не раз говорили о том, что они на это не пойдут. Для британцев продажа такого актива также предполагает упущение значительных выгод и даже может сказаться на перспективах самой BP. Прогнозировать то, как будут развиваться события, вряд ли кто возьмется. Новый раунд переговоров двух сторон, по-видимому, состоится на следующей неделе, когда глава британской BP Тони Хейуорд приедет в Россию на экономический форум в Санкт-Петербурге.