Акционеры ТНК-ВР как никогда близки к достижению мирного договора, который поставит долгожданную точку в многомесячной войне. По данным некоторых российских и зарубежных СМИ, представители враждующих сторон - гендиректор BP Тони Хейворд и глава "Альфа-групп" Михаил Фридман на встрече 30 июля в Праге сумели найти консенсус относительно будущего компании и состава ее руководства. Фигурой, которой, судя по всему пожертвуют британцы для достижения согласия, станет руководитель ТНК-ВР Роберт Дадли, управляющий компанией из-за границы.
Никаких официальных комментариев по итогам встречи дано не было. Однако источники британской Financial Times рассказали, что "встреча была конструктивной". Впрочем, собеседник издания отмечает как позитивный сам факт того, что Тони Хейворд и Михаил Фридман встретились с глазу на глаз.
Предметом обсуждений стало кресло гендиректора компании, на котором сейчас "заочно" сидит Роберт Дадли, выехавший из России чуть более недели назад. На этой неделе Хейворд выступил с заявлением, что Дадли вполне может поруководить одной из крупнейших нефтяных компаний мира и из Европы. Правда, при этом оговорился - "временно". Именно это "временно" и стало основанием для источника британской газеты сделать вывод, что в скором времени опальный топ-менеджер покинет свой пост.
В то время как FT крайне осторожно отреагировала на встречу Хейворда и Фридмана, российские "Ведомости" сообщают о прекращении "боевых действий" между акционерами более определенно. По данным информатора газеты, отечественные акционеры в лице главы "Альфа-Групп" пообещали прекратить противостояние на условиях не только снятия Дадли, но полного обновления руководящего состава компании, в которой акции принадлежат российской группе инвесторов AAR ("Ренова" Виктора Вексельберга, "Альфа-групп" Михаила Фридмана и Access Industries Леонарда Блаватника) и British Petroleum в соотношении 50 на 50.
Согласно данным источника, в течение 4-6 месяцев ВР должна найти кандидатуру нового гендиректора. После того, как она будет утверждена AAR, руководитель сможет подобрать себе команду. Кроме того, будет подписано новое соглашение между акционерами и, возможно, Михаил Фридман покинет пост председателя совета директоров ТНК-ВР. Другой источник, давший информацию еще до переговоров, сообщил, что в обмен на отставку Дадли руководящий состав компании должны покинуть исполнительные директоры Герман Хан и Виктор Вексельберг, а также два вице президента - Игорь Майданник и Борис Кондрашов.
ТНК-ВР - одна из крупнейших нефтяных компаний России. По половине акций компании принадлежит британской british Petroleum и российской группе инвесторов во главе с Михаилом Фридманом, Виктором Вексельбергом и Леонардом Блаватником. В 2007 году компания добыла 78 миллионов тонн нефти и газа в нефтяном эквиваленте. Доходы компании в прошлом году составили 38,7 миллиарда долларов.
Неделя перед этой, возможно, судьбоносной для компании встречей, была более чем оживленной. Несмотря на то, что Роберту Дадли продлили российскую рабочую визу, он внезапно покинул страну. Более того, сделал он это в обстановке строжайшей секретности, даже после отъезда не раскрыв своего нового места жительства. По данным СМИ, глава ТНК-ВР переехал в Европу, но никому не удалось определить хотя бы страну его пребывания. В тайну места пребывания Дадли были посвящены только несколько сотрудников ВР. Один из них, председатель совета директоров Питер Сазерленд (Peter Sutherland), публично отказался говорить о том, где находится его коллега, подчеркнув, что его нет ни в штаб-квартире ВР в Лондоне, ни в каком-либо другом офисе компании.
Российские совладельцы ТНК-ВР были встревожены этим известием. Едва ли акционерам какой-либо компании понравится, что гендиректор от них скрывается. Однако в данном случае у этого беспокойства была и другая подоплека. Дело в том, что налоговое законодательство ряда европейских стран требует от компаний выплачивать налоги там, где находится их руководство. С учетом того, что в среднем в Европе налоги значительно выше, чем в России, потенциально это грозит ТНК-ВР существенными финансовыми потерями.
Позже руководство ВР смягчило риторику и 29 июля Тони Хейворд обещал рассказать о том, где живет Дадли, через несколько дней. По его словам, сейчас бежавший из России гендиректор находится на отдыхе в Центральной Европе. "Это не большой секрет", - сказал он, конкретики, однако, не добавив.
Тем временем, Федеральная служба по труду и занятости потребовала у ТНК-ВР информацию по иностранным сотрудникам. В частности, Роструд захотел сравнить зарплаты девяти иностранных и девяти российских работников компании, а также нормы ТНК-ВР о гарантиях и компенсациях иностранцам. Все эти сведения должен был предоставить лично Дадли, но сделать это, находясь за границей, ему будет сложновато. Между тем, если информация не будет получена, против гендиректора будет возбуждено административное дело.
В "спор хозяйствующих субъектов" вмешалось и британское посольство. В то время как руководители России продолжают хранить молчание по поводу конфликта, британский политический истэблишмент проявляет большое беспокойство. В посольстве выразили озабоченность тем, что конфликт может "нанести ущерб как британской, так и российской экономике". Более того, если работа компании будет парализована и добыча сократится, то нынешние рекордные цены на нефть могут взмыть еще выше.
Как известно, темнее всего становится перед рассветом. Так и в случае ТНК-ВР - конфликт достиг апогея перед тем, как стороны начали делать шаги по сближению своих позиций. Следует отметить, что последний раз Фридман и Хейворд встречались в июне на Петербургском экономическом форуме. Тогда война за главный актив Запада в России только начала разгораться.
Тем не менее, делать выводы о результативности диалога между британскими и российскими акционерами совместного предприятия пока рано. В частности, ни один источник не упоминает о том, какие решения могут быть приняты о судьбе инвестиционной политики компании - основного предмета спора между россиянами и британцами. В то время как "Альфа-групп", "Ренова" и Access Industries хотят получать дивиденды, ВР рассчитывает делать больше капитальных вложений. Этот вопрос пока не закрыт. Впрочем, нельзя исключать что какие-то переговоры по нему будут возможны только после того, как менеджмент компании сменится. А это в ближайшее время выглядит вполне реальным вариантом.