На протяжении многих десятилетий Восточная Сибирь оставалась одним из самых слабо разработанных нефтегазовых районов России, хотя общий объем доказанных извлекаемых запасов одной только нефти здесь превышает 1,5 миллиарда тонн. Промышленная разработка месторождений в регионе не велась из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Это положение вещей призван исправить нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", в который в начале октября начала поступать первая нефть.
Из Сибири в океан
Затягивание строительства нефтегазовой инфраструктуры Сибири было связано в первую очередь с суровыми климатическими условиями. В одной только Якутии температура воздуха зимой опускается ниже -40 градусов Цельсия. По этой же причине за все время была проведена слабая геологическая разведка Восточно-Сибирского района. Сегодня общая изученность Восточной-Сибири составляет, по разным оценкам, от 20 до 40 процентов.Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) позволит обеспечить район необходимой транспортной инфраструктурой, а значит ускорить промышленное освоение месторождений и провести дальнейшую геологоразведку. ВСТО также должен соединить месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить экспорт российской нефти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Первые шаги к созданию нефтепровода сделала еще нефтяная компания "ЮКОС", когда ее глава и владелец Михаил Ходорковский провел переговоры с Китайской национальной нефтяной компанией (CNPC). Изначально предполагалось построить нефтепровод из России в Китай. Тем не менее, в 2002 году "Транснефть" представила альтернативный вариант нефтепровода, который должен был пройти из Ангарска в Находку. В 2003 году оба проекта были объединены и переданы в распоряжение "Транснефти". В феврале 2004 года были изменены отправная и конечная точки.
Строительство ВСТО, начавшееся в апреле 2006 года, ведется от города Тайшет Иркутской области до спецнефтепорта "Козьмино" на берегу Тихого океана. Изначально стоимость проекта оценивалась в 6 миллиардов долларов, однако позже из-за удлинения маршрута на 400 километров его стоимость возросла до 12 миллиардов долларов. Нефтепровод должен был пройти недалеко от озера Байкал, но позже Владимир Путин принял решение сместить его в сторону Якутии.
Первая очередь ВСТО протянется от Тайшета до Сковородино. Ее строительство планируется закончить к концу 2009 года. Расчетная транспортировочная мощность этой ветки составляет 600 тысяч баррелей нефти в день. Вторая очередь ВСТО пройдет от Сковородино до порта на берегу Тихого океана. При этом около половины трассы будет проложено вдоль границы России и Китая по российской территории.
Общая протяженность нефтепровода составит около 4,2 тысячи километров. После того, как строительство полностью завершится, по нему к Тихому океану будет транспортироваться более 80 миллионов тонн нефти в год. Как ожидается, заполнение ВСТО будет производится за счет нефти, добываемой на десятках месторождений Томской области, Ханты-Мансийского округа, из Якутии, Эвенкии и других районов Сибири.
Первая нефть
Первой в ВСТО 2 октября 2008 года поступила нефть, добытая на Талаканском месторождении в Якутии. Об этом заявил министр энергетики России Сергей Шматко, отметив, что "в России начала работать новая нефтегазоносная провинция".Талаканское месторождение является крупнейшим нефтегазовым месторождением в Якутии. Его извлекаемые запасы нефти составляют 120 миллионов тонн, а геологические - 300 миллионов тонн. Это означает, что в будущем с развитием технологий добычи нефти масштабы его освоения серьезно возрастут.
Лицензией на Талакан обладает компания "Сургутнефтегаз", ведущая добывающие работы в Якутии с 2004 года. До недавнего времени из-за неразвитой инфраструктуры все топливо, полученное с Талаканского месторождения, сжигалось в местных котельных.
В самой нефтяной компании поступление нефти с Талаканского месторождения в ВСТО пока никак не прокомментировали. По словам Николая Токарева, президента "Транснефти", ведущей строительство восточно-сибирского нефтепровода, прокачка нефти по участку ВСТО от Тайшета до Талакана запланирована на 4 октября этого года. Правда, транспортировка будет осуществляться в реверсном режиме. До конца года с Талакана будет транспортировано около 220 тысяч тонн нефти.
Протяженность участка нефтепровода ВСТО от Тайшета в Иркутской области до Талаканского месторождения в Якутии составляет около 1100 километров.
С началом прокачки нефти по ВСТО "Сургутнефтегаз" планирует увеличить добычу нефти на Талакане до миллиона тонн в год в 2009 году, а к 2012-2015 годам - до 4-5 миллионов тонн в год.
С 2009 года нефтяные компании "Роснефть" и ТНК-BP рассчитывают добывать на Верхнечонском месторождении Иркутской области около 1,5 миллионов тонн нефти в год. Эта нефть также будет прокачиваться по ВСТО.
Верхнечонское нефтегазовое месторождение является крупнейшим в Иркутской области. Общие извлекаемые запасы нефти на месторождении оцениваются в 201 миллион тонн, а газа - в 95,5 миллиарда кубометров. При этом, согласно проекту, объем добычи нефти во время промышленной разработки составит около 7-8 миллионов тонн в год.
Богатая Сибирь
Строительство ВСТО предоставит возможность промышленной разработки и других, не менее богатых месторождений Восточной-Сибири. В частности, на Таймыре открыты Сузунское и Пайяхинское месторождения, запасы которых составляют 43,3 и 33,6 миллиона тонн нефти. В Эвенкии открыто всего четыре месторождения, самым крупным из которых является Юрубчено-Тохомское. Его извлекаемые запасы нефти превышают 340 миллионов тонн. При этом прогнозные ресурсы нефти в Эвенкии составляют около пяти миллиардов тонн.В середине августа 2008 года министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что нефтяные доходы России уменьшатся почти втрое к 2023 году. Это будет происходить из-за массового вывода старых месторождений из эксплуатации. Очевидно, поправить это положение сможет Восточно-Сибирский экономический район. В течение десятилетий начало крупномасштабных добывающих работ в Восточной Сибири откладывалось на "потом". Похоже, это "потом" уже настало.