Новости партнеров

Затянувшаяся агония

"Красэйр" разрешили летать до конца ноября

Красноярской авиакомпании "Красэйр", которая должна была прекратить деятельность еще в сентябре, разрешили летать до конца ноября. Это необходимо, чтобы авиаперевозчик смог выполнить обязательства перед пассажирами. В сентябре Росавиация уже продлевала лицензию авиакомпании "Красэйр" до конца октября. Ранее три компании, входившие в АiRUnion, уже лишились лицензии.

В конце августа несколько поставщиков отказались предоставлять "Красэйр" топливо из-за ее долгов. В результате десятки рейсов авиаперевозчика были отложены, а в российских аэропортах клиенты "Красэйр" ожидали вылета сутками. Аналогичные проблемы возникли и у других перевозчиков, входящих в альянс АiRUnion ("Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс").

В результате было принято решение, что АiRUnion перестанет существовать, а на его базе правительством Москвы и госкорпорацией "Ростехнологии" будет создан новый холдинг - "Авиалинии России". Тогда же был создан штаб по организации бесперебойных перевозок пассажиров AiRUnion, а 16 октября Борис Абрамович, гендиректор перевозчика, лишился своего поста в компании и, видимо, своего пакета акций в "Красэйр". Его обязанности сейчас исполняет Иван Паненко.

Однако спокойно перейти под крыло нового хозяина у "Красэйр" не получилось. С конца октября самолеты "Красэйр" практически перестали выполнять рейсы из-за забастовки пилотов, которым не выплачивается заработная плата с августа 2008 года. Пилоты даже угрожали перекрыть взлетную полосу в красноярском аэропорту "Емельяново", где базируется "Красэйр". Сумма долга "Красэйр" по зарплате сотрудникам за август составляет 120 миллионов рублей, за сентябрь - еще около 100 миллионов рублей.

На митинги вышли и другие сотрудники "Красэйр". Они требовали трудоустроить людей, попадающих под сокращение, когда стало известно, что в авиакомпании будет уволено более 70 процентов персонала. Это, по словам Ивана Паненко, произойдет, когда перевозчик войдет в "Авиалинии России". С сотрудниками "Красэйр" встретились представители "Ростехнологий" и Минтранса, после чего стало известно, что из работающих сейчас трех тысяч сотрудников "Красэйр" в новый холдинг будут трудоустроены около тысячи человек. Еще тысяча работников перейдет в другие авиакомпании и службы красноярского аэропорта "Емельяново".

Позже "Интерфакс" сообщил, что зарплата сотрудникам авиакомпании "Красэйр" за август будет погашена до конца октября 2008 года. Однако деньги получат только те, кто перешел на работу в "Атлант-Союз". Их зарплата за сентябрь и октябрь будет реструктурирована и выплачена в течение шести месяцев. Сотрудники "Красэйр", которые уволятся из авиакомпании, получат выплату задолженности за три месяца, хотя пока неясно, кто ее им выплатит.

Оперативный штаб по организации бесперебойных перевозок пассажиров AiRUnion рассчитывает, что государство позволит в ближайшее время решить трудности авиакомпаний альянса, в том числе "Красэйр". Российское правительство согласилось выделить авиакомпаниям кредиты на 30 миллиардов рублей, на которые авиакомпании начнут закупать авиатопливо. Часть этих средств достанется "Красэйр". Кроме того, AiRUnion рассчитывает получить дополнительный кредит.

От частного к общему

Вместе со всеми долгами "Красэйр" вскоре войдет в "Авиалинии России", трудностей у создателей которых уже сейчас предостаточно. По словам гендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, компания получила "очень сложные активы".

Действительно, четыре из одиннадцати перевозчиков, входящих в "Авиалинии России", закончили 2007 год с убытками. При этом общая кредиторская задолженность этих компаний в конце 2007 года составила 19,6 миллиарда рублей. Кроме того, для полноценного функционирования "Авиалиниям России" потребуется около 200 самолетов. Из тех же бортов, что принадлежат авиакомпаниям, лишь 60 годны к эксплуатации. Поэтому в ближайшее время для нужд нового холдинга будут приобретены от 30 до 50 российских судов, а также самолеты иностранного производства.

Между тем, учредители "Авиалиний России" явно смотрят в будущее с оптимизмом. Так, Чемезов полагает, что новая авиакомпания уже через пять лет будет перевозить по 20 миллионов человек в год. В 2007 году, по его словам, компании, которые войдут в новый авиахолдинг, перевезли 11 миллионов пассажиров, тогда как "Аэрофлот", крупнейший авиаперевозчик России, - всего 10 миллионов человек.

"Аэрофлот" уже почувствовал опасность, которая угрожает ему со стороны нового холдинга. Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов направил министру транспорта Игорю Левитину письмо с просьбой передать компании принадлежащие государству 25,5 процента акций S7 ("Сибирь"), второго по величине авиаперевозчика в России. Также стало известно, что "Аэрофлот" намерен позже приобрести своего конкурента целиком. В Минтрансе письмо Окулова получили, однако решение пока не принято.

Государство уже неоднократно пыталось продать акции S7 на аукционах, однако все они не состоялись из-за отсутствия заявок. По уставу S7 крупнейший акционер компании может провести допэмиссию и уменьшить блокпакет в компании. Однако не исключено, что в текущих условиях контролирующие S7 частники пойдут на сделку с "Аэрофлотом", хотя конфигурация ее пока неясна. Дело в том, что ранее "Сибирь" обратилась в правительство за финансовой помощью, а "Аэрофлот" в состоянии помочь авиакомпании деньгами.

28 октября совет директоров "Аэрофлота" выбрал министра Игоря Левитина своим председателем. Министр сменил на этом посту бывшего помощника президента Виктора Иванова. Интересно, что Левитин еще в 2006 году предлагал передать "Аэрофлоту" блокпакет S7, однако против этого выступило Минэкономразвития.

Вместе "Аэрофлот" и S7 перевозят около 16 миллионов пассажиров в год. В случае, если компании объединятся, то успех "Авиалиний России" в завоевании первого места на рынке не гарантирован.

Экономика19:4317 августа

Бюджет как оружие

От политических игр иркутского губернатора-коммуниста страдает весь регион
15:31Сегодня