На проходящей в пригороде Парижа выставке "Евронаваль-2008" российский главком ВМФ Владимир Высоцкий немало удивил не только своих, но и зарубежных коллег. Адмирал подошел к экспозиции французской компании Thales и начал живо интересоваться характеристиками десантного корабля-вертолетоносца. Потом последовал ряд вопросов о цене и возможностях совместного производства. В итоге, как пишет "Российская газета", Высоцкого окружили французские топ-менеджеры, которые начали наперебой рассказывать про достоинства своей продукции...
Казалось бы, ничего сверхъестественного не произошло. Поинтересовался главком ВМФ европейской продукцией, и все тут. Но близкая к оборонной теме общественность сразу же сделала вывод - решение о закупке корабля у французов или, как минимум, о крупном совместном проекте уже принято. Причем, наверняка на более высоком уровне, нежели командование ВМФ России. Не исключено, что деньги для этого проекта уже предусмотрены в военном бюджете.
Thales Group - не просто судостроительная компания, а целая международная промышленная группа, выпускающая информационные системы для авиакосмического, военного и морского применения. Большая часть акций компании принадлежит правительству Франции (27,1 процента), а также известному игроку на рынке телекоммуникаций Alcatel-Lucent (21,6 процента). До 2000 года она была известна как Thomson-CSF. Сегодня, согласно рейтингам, Thales Group занимает 9 место в мире в качестве подрядчика в оборонной сфере, а продукция военного назначения в общем объеме производства компании составляет 63 процента.
В числе заказчиков и покупателей компании - более 50 государств. В частности, Thales Group строит, совместно с другими подрядчиками, авианосец "Куин Элизабет" для ВМС Великобритании. На его борту будут находиться 36 многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-35 Lightning II, а также 4 самолета авиационной системы предупреждения и управления. Авианосец, который планируют достроить к 2014 году, сможет нести до 50 летательных аппаратов.
Вертолетоносец - разновидность авианосцев, предназначенная для транспортировки вертолетов. Такие корабли не имеют самолетного взлетно-посадочного оборудования - катапульт и посадочных тросов. Как правило, одновременно они могут быть противолодочными или десантными кораблями, а в составе авиагруппы, помимо вертолетов, могут быть несколько самолетов с вертикальным или сверхкоротким взлетом.
В отличие от легких авианосцев, вертолетоносцы предназначены для решения более узкого круга задач. Первым кораблем такого класса считается опять же французский крейсер-вертолетоносец "Жанна д'Арк", который вошел в состав французского флота в 1964 году. На его борту могут находиться до 8 вертолетов и 700 десантников, а также 2 десантно-высадочных катера. Сегодня он используется в качестве учебного корабля.
У России также есть опыт строительства похожих судов. Правда, не десантных, а противолодочных. Первые предложения по строительству крейсеров-вертолетоносцев были выдвинуты еще в 1958 году. Пытаясь спасти от разделки почти готовые крейсера проекта 68-бис, конструкторы предложили перестроить их в корабли ПЛО с противолодочным вооружением. Но размеры этих крейсеров показались тогда командованию ВМФ чрезмерными, и разработка проекта 1123 "Кондор" началась в 1960 году фактически с "чистого листа".
Первый крейсер проекта "Москва" был включен в состав ВМФ в 1967 году. Он оказался достаточно эффективным для целей ПЛО благодаря наличию 14 вертолетов и мощного вооружения. Второй крейсер-вертолетоносец, получивший название "Ленинград", вошел в состав флота спустя еще два года. Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей атомных ракетных подводных лодок (особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами) вынудил ограничиться двумя кораблями. В итоге строительство третьего крейсера проекта было отменено в 1968 году.
Вся служба этих кораблей прошла в составе Черноморского флота. Но в 1990-е первый отечественный крейсер-вертолетоносец "Москва" был списан. 7 ноября 1996 года с его флагштока торжественно спустили Военно-морской флаг СССР, так и не замененный Андреевским. Проданный на слом в Индию, корабль на буксире покинул Севастополь. В бухте городка Аланг он был разделан на металл. Та же участь годом ранее постигла "Ленинград".
Специалисты отмечают, что появление в составе советского ВМФ крейсеров-вертолетоносцев "Москва" и "Ленинград" стало событием, оказавшим огромное влияние на дальнейшую эволюцию отечественной военно-морской политики. Это были принципиально новые корабли как по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, так и по тактике применения. Именно с них ведут свою родословную отечественные авианесущие крейсеры.
В отличие от противолодочных, сугубо десантных вертолетоносцев в истории отечественного - как советского, так и российского - военного кораблестроения еще не было. Хотя вполне можно предположить, что если советские, а впоследствии и российские конструкторы справлялись с куда более сложными задачами, то и такие наверняка осилили бы.
Сам факт покупки вооружения у зарубежных производителей для страны, являющейся вторым в мире экспортером вооружений, достаточно нестандартен. А столь крупная сделка - это не просто не совсем приятный фактор для отечественного ВПК, но и прецедент. Ведь Россия военно-морскую технику за рубежом фактически никогда не покупала, зато всегда активно продавала. И эта тенденция сохранялась на протяжении многих лет.
На той же выставке "Евронаваль-2008" первый заместитель генерального директора и глава делегации "Рособоронэкспорта" Иван Гончаренко сообщил, что объем экспорта военно-морской техники в 2008 году превысит 600 миллионов долларов. В 2007 году Россия также реализовала военно-морских вооружений и техники на такую же сумму. Это примерно 9 процентов от общего объема военного экспорта. В настоящее время портфель экспортных контрактов по военно-морской технике превышает 5 миллиардов долларов.
Очевидно, если сделка с французами будет заключена, то ее стоимость будет ненамного меньше годового дохода России от экспорта своей военно-морской техники. Ведь 350 миллионов евро (ориентировочная цена французского вертолетоносца) - это, на данный момент, около 450 миллионов долларов.
Можно также вспомнить, сколько советских, а впоследствии российских кораблей в свое время было продано практически за бесценок. Тяжелый авианесущий крейсер "Минск", к примеру, в 1994 продали корейцам примерно за 4,5 миллиона долларов. Те, в свою очередь, перепродали его китайцам за 5 миллионов. Хотя в 1991 году его хотели отремонтировать и модернизировать. Сейчас корабль используют в качестве развлекательного комплекса.
В общей же сложности, по данным "Новой газеты", в 1990-е от продажи 41 корабля ВМФ России получил менее 30 миллионов долларов. Причем, самую большую сумму, 21 миллион 285 тысяч долларов, удалось выручить за большой морской транспорт вооружений "Анадырь". Кстати, большинство кораблей, проданных с 1992 по 2000 годы, не выслужили даже половины эксплуатационного срока и были проданы по цене металлолома.
Многолетний французский опыт вызывает уважение. Но сегодня, если верить утверждениям специалистов, потенциал российской "оборонки" тоже позволяет производить такие корабли. И вполне можно понять, почему интерес российского ВМФ к западным судам вызывает непонимание и даже обиду среди своих же конструкторов. С позиции мирового рынка, где российский ВПК традиционно занимает одну из лидирующих позиций, такая сделка может ударить не только по карману, но и по имиджу отечественного производителя.