18 ноября Верховная Рада взяла очередной перерыв. Депутаты разошлись до четверга, отложив избрание нового спикера и обсуждение антикризисных законопроектов. Вероятно, до конца недели парламентарии уже не найдут времени, чтобы выслушать долгожданный отчет депутата Валерия Коновалюка (Партия регионов), который руководит комиссией по проверке поставок оружия в Грузию.
В прессе с разоблачениями, касающимися президента Украины Виктора Ющенко, Валерий Коновалюк выступает почти каждый день. При этом он аккуратно обещает представить свой официальный отчет "в ближайшее время". И жалуется, что парламенту, дескать, все время не до него. "Там заняты то отставкой спикера, то блокированием трибун", - заявил он в недавнем интервью российским "Известиям".
Интересно, что депутат упомянул отставку спикера, который был уволен по инициативе товарищей Коновалюка из Партии регионов и при поддержке части пропрезидентской фракции НУНС. События 11-12 ноября многие наблюдатели расценили как прелюдию к созданию в парламенте "технической коалиции" с участием "регионалов" и группы сторонников Ющенко. В ближайшие дни участники этого неформального альянса, как ожидается, вместе выберут нового председателя Рады. Следующим шагом могла бы стать отставка правительства и создание "технического", сине-оранжевого кабинета министров.
Неподходящий момент?
По информации ряда источников, Ющенко с "регионалами" уже делят посты в правительстве: по данным, например, издания 24.ua, которое ссылается на источники в президентском секретариате, Ющенко готов отдать Партии регионов и премьерское, и спикерское кресло - в обмен на поддержку его кандидатуры на ближайших президентских выборах. На этом фоне выступления Коновалюка в Раде, изобличающие президента, очевидно, оказались не совсем к месту.
Все это, конечно, не мешает депутату регулярно снабжать СМИ небольшими дозами компромата, собранного его комиссией, так чтобы "оружейный скандал" вдруг не утих, пока Рада занята другими делами. Правда, в отсутствие официального отчета растет в основном количество предположений и догадок, озвученных главой комиссии. А вот материалов, которые бы подтвердили его обвинения (и которые, кстати, еще должны пройти проверку в правоохранительных органах, чтобы стать материалом для уголовных дел), он пока представил довольно мало.
Когда в начале сентября в Раде была создана комиссия по проверке поставок оружия в Грузию, эта тема изначально несла в себе столь огромный потенциал для скандала и для раскрутки политической силы, которой бы посчастливилось этим скандалом управлять, - что удержаться от такого сценария, то есть отделить расследование от политической пропаганды, было очень сложно. А Партии регионов тогда было "не до жиру". В августе в украинских СМИ активно обсуждались слухи о том, что Россия разочаровалась в "регионалах" и решила сделать ставку на Юлию Тимошенко (Тимошенко, напомним, отказалась последовать примеру Ющенко и осудить Россию за вторжение в Грузию, что позднее стало поводом для развала "оранжевой" коалиции). Партии Виктора Януковича припоминали то, что она, например, недостаточно энергично выступила на стороне РФ во время осетинского конфликта (Янукович в течение недели после начала войны вообще никак не комментировал происходящее). Припоминали и подзабытые обещания об официальном статусе для русского языка на Украине.
Комиссия, которую возглавил Коновалюк, стала для Партии регионов не только возможностью доказать Москве свою полезность, но и инструментом давления на президента Ющенко. При этом, чтобы реализовать соответствующий политический капитал, ждать, пока обвинения будут облечены в форму официального отчета или даже уголовного дела, было не обязательно. Напротив, как раз официальные перспективы отчета довольно сомнительны (по крайней мере, при нынешнем руководстве Украины). Едва ли Служба безопасности Украины (СБУ) или, например, Генеральная прокуратура станут раскручивать дело против Виктора Ющенко. Собственно, силовые структуры уже дали понять, что помогать Коновалюку не намерены. Та же СБУ 17 ноября выступила с заявлением, что проверила информацию о злоупотреблениях при торговле оружием с Грузией и не нашла никаких нарушений закона (самого Коновалюка силовики обвинили в разглашении государственной тайны).
"Они грузят танки по ночам…"
В этой ситуации не столь уж важно, подтвердятся ли в конце концов разоблачения Коновалюка или нет. А для того чтобы поддерживать скандал в подогретом состоянии (и получать с него соответствующие политические дивиденды), достаточно время от времени делать громкие заявления и намеки, так чтобы слушатели могли додумать остальное. Так, 14 ноября, в ходе видео-моста Москва-Киев, глава следственной комиссии заявил, что Украина продолжает поставлять оружие в Грузию. А в чем тут, собственно, нарушение закона? Незадолго до этого выступления, выйдя с допроса в СБУ, Коновалюк заявил, что не расследует вопрос о том, имела Украина право продавать оружие Грузии или нет. Ранее, еще когда создавалась комиссия, депутат отметил, что "безусловно, Грузия не подпадала под санкции международного сообщества, которые касались ограничения поставки вооружения".
Для России, например, вопрос о поставках вооружения в Грузию имеет политическое значение: Киев вооружал врага России, значит, и сам оказался врагом (президент РФ Дмитрий Медведев, напомним, пообещал, что российская сторона "не забудет" о том, какие государства поставляли оружие Грузии, и будет учитывать это в своей практической политике). При желании можно представить такие действия Украины и как нарушение закона. Правда, при этом хорошо бы предъявить доказательства.
Что предъявил Коновалюк? Сообщив, что поставки продолжаются, он заявил следующее: "В первые пятнадцать дней октября на аэродроме Гостомель в Киевской области по ночам военно-транспортная авиация США грузила ракетные установки и танки". Допустим, но в чем здесь нарушение закона? Есть закон, который запрещает грузить танки по ночам? "Никто об этом не знает, по каким контрактам это делается - неизвестно", - продолжает депутат. Все это, конечно, подозрительно, но следственная комиссия, наверное, была создана не для того, чтобы ее руководитель мог делиться своими подозрениями. Скорее, для того, чтобы найти нарушения закона и добиться, чтобы правоохранительные органы на них отреагировали.
"И два джипа в подарок…"
Чем в действительности должна была заниматься комиссия? В одном из интервью парламентарий довольно четко обозначил рамки ее работы (сам он, правда, все это время не слишком их придерживался). "Мы расследовали только то, что касается колоссального ущерба нашей обороноспособности, финансовых злоупотреблений", - пояснил он. В этом направлении, если верить депутату, комиссия достигла существенных результатов. В частности, нашла переписку между Ющенко и руководством компании "Укрспецэкспорт", которая занимается продажей оружия. Из переписки, относящейся к 2005 году (подлинность документов, конечно, еще требует подтверждения), следует, что президент распорядился продать Грузии дивизион ЗРК "Бук", сняв его с боевого дежурства и ослабив тем самым обороноспособность страны.
Последнее противники Ющенко уже истолковали как государственную измену, то есть, согласно украинскому УК, "умышленное деяние в ущерб обороноспособности Украины". За это преступление предусмотрен тюремный срок от десяти до пятнадцати лет (что для президента несущественно - глава государства по закону пользуется неприкосновенностью). Что более важно, государственная измена может послужить поводом для импичмента.
Помимо прочего комиссия фактически обвинила президента в получении "отката" от своего коллеги Михаила Саакашвили. Оружие в Грузию, как утверждает Валерий Коновалюк, продавалось по заниженным ценам. Из Тбилиси в обмен якобы прислали два бронированных автомобиля Land Rover (каждый стоимостью более ста тысяч долларов), и эти машины якобы перешли в распоряжение Ющенко. Подтверждения эта история пока не получила: ее опровергли как в Государственном управлении делами (где, по словам Коновалюка, были зарегистрированы автомобили), так и в президентском секретариате.
Наконец, депутат заявил о многочисленных финансовых нарушениях в сфере поставок украинского вооружения (не только в Грузию, но и в другие страны). С 2005 года, по его словам, Украина продала оружия на два миллиарда долларов, а в бюджет поступило не более двухсот миллионов долларов. Ссылаясь на некую "предварительную информацию о проверке Контрольно-ревизионного управления", он пообещал показать "целую схему отмыва денег" в сфере военных поставок.
После того как отчет, в котором все эти обвинения, как ожидается, будут подтверждены документами, будет обнародован, следующий шаг теоретически должны сделать правоохранительные структуры (в частности Генеральная прокуратура). Правда, сам Коновалюк не особо рассчитывает на поддержку силовиков и строит альтернативные планы. Депутат заявляет, что будет добиваться для своей комиссии дополнительных полномочий: в частности, права привлекать к ответственности тех, кто мешает расследованию, "отстранять их от занимаемых должностей на период ведения следствия".
Что же касается возможности импичмента, то ее при нынешнем раскладе сил в парламенте практически нет (не говоря уже о том, что речь идет о сложной процедуре с подключением Конституционного суда и финальным голосованием, при котором необходимы голоса трех четвертей от общего числа депутатов). Впрочем, существование комиссии в любом случае позволит "регионалам" еще какое-то время портить жизнь властям и лично Виктору Ющенко. А себе делать на этом неплохой пиар. До сих пор им это вполне удавалось.