Государство провело первую предварительную оценку роста ВВП России в 2008 году. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина в Госдуме рассказала, что экономика страны увеличилась за год "чуть менее, чем на 6 процентов". Эта цифра выглядит неплохо на фоне результатов сопредельных стран Восточной Европы, однако почти весь рост был достигнут в первом полугодии, после чего его темпы резко сократились. В правительстве ожидают, что тенденция продолжится, и в 2009 году развитие экономики остановится.
Первая информация по росту ВВП совпала с прогнозами, представленными Минэкономразвития в декабре 2008 года. Хотя еще раньше Эльвира Набиуллина обещала, что темпы окажутся не ниже, чем семь процентов, сдержать такое обещание было трудно. В ноябре был зафиксирован спад промышленного производства в стране - оно уменьшилось на 8,7 процента по сравнению с предыдущим месяцем, а в декабре падение достигло 10 процентов. Вкупе с колоссальным оттоком капитала и замораживанием кредитования все это не могло не привести к резкому торможению в экономике.
То, что цифра годового роста оказалась не столь плохой, как можно было бы ожидать, заслуга исключительно первого полугодия, когда поток кредитных ресурсов с Запада еще не иссяк, а цены на нефть били рекорды. В четвертом же квартале ВВП вырос всего на два процента к аналогичному периоду прошлого года, когда подъем составил максимальные за последние годы 9,5 процента. Хотя цифры изменения ВВП в октябре-декабре по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом не публикуются, можно с высокой долей уверенности предположить, что эта цифра станет отрицательной.
А дальше ситуация будет только ухудшаться, если судить по общему направлению развития мировой экономики. По совершенно разным прогнозам, показатели экономического роста на ближайший год можно квалифицировать как "плохие" или "ужасные". Россия не знала такого замедления темпов с 1998 года.
Свою оценку ситуации в экономике в 2009 году дал 30 января министр финансов Алексей Кудрин на "правительственном часе" в Госдуме. По его словам, ВВП по итогам года останется на прежнем уровне. Этот прогноз еще отнюдь не самый радикальный. В начале января Минэкономразвития спрогнозировало, что ВВП за год упадет на 0,2-0,3 процента, хотя еще недавно ждали роста на 2,4 процента. Одновременно вице-премьер Игорь Шувалов предупредил о "достаточно жесткой" ситуации в экономике страны, заявив, что глобальный экономический кризис продлится три года.
Интересно, что иностранцы в целом более высокого мнения о российских перспективах. Так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предсказывает нашей стране подъем экономики на процент. В точности такой же прогноз сделала и Еврокомиссия. Лишь МВФ увидел в 2009 году экономический спад на 0,7 процента.
А вот российские экономисты придерживаются пессимистичных сценариев. В частности, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считает, что экономика России в 2009 году сократится на 3,1 процента. Правда, при условии, что цена на нефть составит в среднем 32 доллара за баррель. Судя по тому, что в последние недели нефть зафиксировалась между 40 и 50 долларами, а ОПЕК намерена продолжить сокращение квот, такой вариант возможен только в случае резкого обострения кризиса во всем мире. Чего, впрочем, исключать нельзя.
Но наиболее скептически выступил 30 января Игорь Юргенс. Советник президента и вице-президент РСПП допустил вероятность падения ВВП на 10 процентов. По его словам, такой катастрофический обвал, сопоставимый только с началом 90-х годов, может быть вызван углублением кризиса в Китае и дальнейшим падением цен на нефть.
Бюджетный кризис
Вырастет ВВП в 2009 году или нет, ситуация с бюджетом в перспективе станет в любом случае весьма напряженной. С 1999 года основные финансовые документы России стабильно показывали профицит, за счет чего, кстати, и удалось создать значительный запас в виде государственных фондов - Резервного и Национального благосостояния. Однако правительство в последние годы неизменно рассчитывало на уверенный подъем экономики и планировало бюджет щедро, увеличив расходную часть в несколько раз. В результате упавшего как снег на голову кризиса внезапно возникла колоссальная дыра, достигшая в декабре сразу 20 процентов от ВВП. Именно тогда премьер-министр Владимир Путин впервые заявил о том, что трехлетний документ может быть пересмотрен.
Сейчас в бюджете на 2009 год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы - в размере 9,025 триллиона рублей, что в новых экономических реалиях представляется совершенно невероятным. Доходы существенно упадут: по данным, представленным Игорем Шуваловым, они составят всего 6,5 триллиона, что на 40 процентов меньше задокументированной суммы. А вот расходы, напротив, должны вырасти - до 9,4 или даже 9,6 триллиона рублей.
Таким образом, дефицит достигнет астрономических 3 триллионов рублей, или чуть менее 10 процентов ВВП. Эта цифра очень значительна: даже США, где бюджет дефицитен перманентно, в 2008 году продемонстрировали уровень менее 4 процентов. Разницу придется покрывать за счет накопленных средств, которых "в заначке" у правительства - Фонде национального благосостояния и Резервном фонде - 7,3 триллиона рублей (по состоянию на конец декабря 2008 года).
Алексей Кудрин уже пообещал, что на 2009 год этих денег совершенно точно хватит. Если уровень дефицита сохранится прежним и в 2010 году, то должно хватить и на этот период. Тем не менее, Минфин уже анонсировал увеличение объема государственных заимствований, пока только на внутреннем рынке. К МВФ и иностранным государствам за кредитами в товарном количестве правительство пока обращаться не намерено.
Между тем, не все уверены, что для поддержки экономики следует потратить в ближайшие годы большую часть накопленных государством средств. Зловещее слово "секвестр", так хорошо знакомое по 90-м годам, когда денег в казне не хватало хронически, пока официально никем не произносилось. Но Игорь Шувалов уже предположил, что Россия будет вынуждена пойти на сокращение некоторых расходов федерального бюджета. Каких именно, и в каком объеме, заявлено не было.
Таким образом, отсутствие экономического роста, на высоком уровне которого в последние годы постоянно велось наращивание госбюджета, может привести к значительным проблемам для всего государственного сектора. Либо государству придется потратить резервы или даже залезть в долги, либо объем финансирования бюджетных статей сократится. В свою очередь, экономия на госрасходах противоречит основному принципу контрциклической экономической политики, который гласит, что государство должно в случае спада тратить больше, выступая амортизатором обвала экономики. Именно это делают сейчас США, Германия и Китай. В противном случае рецессия только углубится.