Броня крепка? В деле о покушении на Юнус-Бека Евкурова появился "кустарный" спецавтомобиль

C тех пор, как тяжело раненный в результате покушения президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров пришел в сознание, а прогнозы врачей приобрели благоприятный характер, предметом пристального внимания СМИ, освещающих это происшествие, стал президентский автомобиль Mercedes-Benz S500, а точнее вопрос о качестве его бронирования.

Толчком для этого послужила публикация в "Московском комсомольце" под броским заголовком "У президента украли броню". Суть статьи сводилась к тому, что алчные родственники Юнус-Бека Евкурова, занявшие с его приходом к власти множество постов и должностей в ингушской администрации, "сэкономили" на покупке бронированных автомобилей для президентского кортежа, купив обычные серийные модели, которые затем отогнали в Нижний Новгород, где местные "кустари" по дешевке обшили их некачественной броней.

В итоге, "вместо заводских бронированных авто в парке главы субъекта Федерации появились простые иномарки с самодельно приваренными стальными листами", а вместо "родного" мерседесовского пуленепробиваемого стекла, которое стоит более миллиона рублей, в Нижнем Новгороде на президентское авто поставили "самопал" за "каких-то" сто с небольшим тысяч.

Из всего этого журналист "МК" сделал вывод о том, что именно "фальшивая броня" и стала причиной тяжелых ранений, полученных Евкуровым, когда его автомобиль оказался в эпицентре взрыва мощностью около 70 килограммов в тротиловом эквиваленте. В доказательство своей версии автор статьи привел следующее соображение: когда в 2003 году предшественник Евкурова Мурат Зязиков также оказался объектом покушения, фугас в полтора раза мощнее "евкуровского" не смог причинить тогдашнему президенту республики никаких серьезных травм.

Уже на следующий день в другом российском издании – "Комсомольская правда - Нижний Новгород" — появилась статья о все тех же "кустарях" из Нижнего, которые по утверждению издания, оказались вовсе не кустарями, а высокотехнологичной компанией с хорошей репутацией и клиентами как среди высшего российского руководства, так и среди арабских шейхов. Глава совета директоров компании, чье название, как и в предыдущей статье, почему-то не называлось, негодовал и обещал засудить "МК" за "лживую" публикацию.

Тем не менее, зерно сомнений уже упало в благодатную почву, и следующим в качестве работы мастеров из Нижнего усомнился временный исполняющий обязанности главы Ингушетии Рашид Гайсанов, который наряду с категорическими заявлениями о том, что "бронь была заводская", предположил, что "возможно, она все же не была высшего класса".

Чтобы внести некоторую ясность в этот вопрос, "Лента.ру" обратилась за комментариями к представителям компании Mercedes-Benz в России и руководству фирмы, бронировавшей автомобили для президента Ингушетии.

Как и следовало ожидать, собеседники нашего издания кардинально разошлись в толкованиях термина "заводское бронирование". Так, руководитель отдела корпоративной коммуникации ЗАО "Мерседес-Бенц РУСС" Андрей Родионов заявил, что "заводским" может называться лишь фирменное бронирование автомобилей линейки Mercedes-Benz Guard, так как элементы бронезащиты интегрируются в конструкцию автомобиля с самого начала производственного процесса, а множество узлов и агрегатов автомобиля подвергаются доработке, чтобы компенсировать увеличение веса авто и изменение его ходовых характеристик.

В Mercedes-Benz убеждены, что качества "заводского" бронирования невозможно добиться при "добронировании", то есть при оснащении бронезащитой уже готового серийного автомобиля, как бы тщательно и глубоко он ни дорабатывался. Соответствуют подобным утверждениям и цены на "заводские" бронеавтомобили немецкого концерна – цена на S600 с высшим по европейской шкале классом бронирования B6/B7 начинается от 580 тысяч евро (около 26 миллионов рублей – прим. Лента.ру).

Категорически не согласен с подобным толкованием термина "заводское бронирование" Юрий Яворский — председатель совета директоров компании RIDA (именно так называется то самое нижегородское предприятие, где были бронированы автомобили для кортежа Евкурова).

"Начнем с того, что в структуру нашей компании входит целый комплекс производств, на которых разрабатываются, изготавливаются и устанавливаются на автомобили детали бронезащиты", - заявил Яворский, подчеркнув, что RIDA является сертифицированным производителем мелкосерийных автомобилей на базах шасси различных марок, а выпускаемая продукция соответствует всем существующим в России требованиям и нормам.

"Более того, бронестекло, которое мы производим, прошло сертификацию и в Германии, где ему был присвоен класс бронирования B6, в то время как, например, германская броня, которую устанавливают на заводах Mercedes-Benz, после неоднократных попыток так и не смогла пройти испытания на высший по российским стандартам 5-й класс бронирования. При этом наше бронестекло действительно стоит в 10 раз дешевле, чем "мерседесовское", а бронированный S500 стоит у нас около 16 миллионов рублей", - сообщил Яворский.

По его словам, всего для кортежа ингушского президента были куплены пять бронеавтомобилей RIDA – три на базе Toyota Land Cruiser и два – Mercedes-Benz S500, а общая сумма сделки составила около 60 миллионов рублей (в то время как "МК" писал о 70 миллионах рублей бюджетных денег, выделенных на покупку президентских автомобилей). "Деньги тут государственные, поэтому никакого секрета нет и быть не может", - подчеркнул Яворский.

"На самом деле покушение на Юнус-Бека Евкурова можно считать неопровержимым доказательством качества нашей продукции! Посудите сами – два наших бронеавтомобиля оказались в эпицентре мощнейшего взрыва, при этом один из них, пролетев по воздуху более 30 метров, все же спас жизнь самому ингушскому президенту, а второй - на шасси Land Cruiser - защитил людей, которые затем оказали первую помощь раненым, - резюмировал Яворский. - Ни один, слышите, ни один "Мерседес", бронированный на германских заводах, не обеспечил бы лучшей защиты! Я вам это ответственно заявляю".

Пока что спор о сравнительных достоинствах немецкой и российской брони разворачивается на страницах газет, но точку в нем, видимо, поставит следствие (если вообще заинтересуется этим вопросом). Вышло так, что в результате тщательно спланированного покушения Евкуров и не отделался легкими царапинами, и не погиб - а значит, можно долго рассуждать о том, что было бы, окажись он в момент взрыва в "Мерседесе" с фирменным "заводским бронированием". Учитывая нетерпимость истории к сослагательному наклонению, каждая сторона в этом споре может толковать результаты покушения на президента Ингушетии как доказательство собственной правоты.

Теоретически, разрешить спор о том, спасла ли нижегородская броня жизнь ингушского президента или, напротив, не уберегла его от тяжелейших ранений, мог бы следственный эксперимент. Однако вероятность его проведения, по понятным причинам, равна нулю.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше