8 июля нигерийские боевики заявили, что провели диверсии на двух нефтепроводах, один из которых принадлежит Shell, а другой – местному подразделению итальянской компании Agip. За последние шесть недель подобного рода сообщения стали привычными: из-за постоянных взрывов и непрекращающихся угроз компаниям Shell, Agip и Chevron пришлось сократить добычу нефти в Нигерии на 273 тысячи баррелей в день. Активность боевиков стоила стране первого места среди африканских нефтедобытчиков: за два года компании снизили уровень добычи более чем на 20 процентов, и по уровню добычи Нигерию догнала Ангола. Кроме того, последствия взрывов на нефтепроводах выразились и в росте цен на топливо.
Боевики не намерены останавливаться. Их представитель Джомо Гбомо (Jomo Gbomo) заявил, что повстанцы намерены проучить лицемерное правительство страны и похоронить нефтяную отрасль в Нигерии. Он попросил всех работников фирм, занятых на строительстве нефтепроводов, покинуть объекты в 72 часа, а также учтиво предупредил инвесторов, что все деньги, которые впредь будут вложены в нигерийские проекты, улетят в трубу.
Террористы-антиглобалисты
Движение за освобождение дельты реки Нигер (MEND) ведет свою борьбу с 2006 года. Боевиков не устраивает то, что международные корпорации, добывающие нефть в Нигерии, эксплуатируют ее народ, наносят непоправимый вред природе, а при этом сам регион практически не получает никакой прибыли от собственных богатств. Цель организации – полностью захватить контроль над нефтегазовой отраслью в стране (вплоть до ее национализации), прекратить экспорт топлива на невыгодных условиях и остановить загрязнение окружающей среды. Главный враг – не только нефтяные корпорации, но и правительство Нигерии, которое активисты MEND называют коррумпированным.
Конфликт в Нигерии уходит своими корнями в середину XX века, когда Нигерия, прежде бывшая британской колонией, получила независимость. Она быстро узнала о всех побочных эффектах обретения свободы: военных переворотах, гражданских войнах, межэтнических и межрелигиозных столкновениях и военной диктатуре. Пока страну раздирали экономические противоречия, правительство успело подписать договоры, согласно которым контроль над нефтяной отраслью переходит к транснациональным корпорациям – таким, как Chevron и Royal Dutch Shell. Подписывая контракты, чиновники и нефтяники думали только о своей выгоде, а не о людях, живущих в дельте Нигера, уверены боевики из MEND. В своем мнении они далеко не одиноки: так же думают и правозащитники. Так, представители Human Rights Watch считают, что из-за прибыли от нефти и власти страны, и компании закрывают глаза на нарушения прав человека. За вторую половину XX века в Нигерии было создано множество организаций, которые пытались изменить ситуацию, однако неизменно проигрывали. Возможно, дело в том, что они пытались действовать мирными способами – а активисты из MEND эту "ошибку" повторять не захотели.
Структура этой организации до сих пор четко не ясна – возможно, из-за того, что никакой структуры и нет. Считается, что Движение за освобождение дельты Нигера – это "зонтичная" организация, объединяющая различные группировки боевиков. Некоторые эксперты предполагают, что у Движения вовсе нет никаких собственных боевых отрядов, а для подрывной деятельности оно нанимает местных преступников. О людях, которые контролируют организацию и руководят действиями боевиков, ничего не известно, и, например, некоторые активисты Движения (которых, в частности, ООН признала в качестве его официальных представителей) утверждают, что за взрывами на газопроводах стоят вовсе не они, а некие самозванцы.
Так или иначе, с 2006 года нигерийские боевики стали брать в заложники и убивать иностранцев, работавших на международные нефтяные компании. В 2007 году начались нападения на нефтепроводы. 23 сентября этого же года Движение за освобождение дельты Нигера официально объявило войну властям и поклялось взрывать собственность нефтяных компаний и убивать экспатов до тех пор, пока не добьется своей цели. После этого в течение года боевиками было совершено несколько успешных операций. Так, в ходе одной из них Движению удалось снизить производство нефти в Нигерии на 10 процентов. Они напали на нефтепромысловую платформу Shell, на которой в день добывалось 200 тысяч баррелей нефти. Считалось, что этот объект надежно защищен от террористов, так как находится на расстоянии 120 километров от берега.
В сентябре 2008 года, удовлетворившись достигнутыми результатами, повстанцы объявили о временном прекращении подрывной деятельности, однако спокойствие в регионе установилось ненадолго: в январе 2009 года перемирие было разорвано. С тех пор боевики провели несколько крупных операций, причем, что особенно интересно, некоторые из них были направлены против России.
Они против нас
6 июля нигерийские повстанцы захватили танкер Sichem Peace, находившийся в 18 километрах от побережья страны. По сообщению издания "Морской бюллетень – Совфрахт", они взяли в заложники двух россиян (капитана Юрия Щастина и второго механика Виктора Кошевого), гражданина Украины (старшего механика Василия Бондаркова), а также двух филиппинцев и индуса, после чего покинули танкер.
В июне боевики "подготовились" к африканскому турне президента России Дмитрия Медведева, взорвав три нефтепровода Royal Dutch Shell. Представитель Движения заявил, что таким образом они наглядно объяснили, какая судьба ждет те трубопроводы, в которые намерена инвестировать РФ. Учитывая многочисленные успехи нигерийских повстанцев на подрывном поприще, к этому заявлению наверняка отнесутся серьезно. Особенно если учитывать, что 24 июня, в ходе своего визита в африканскую страну, Медведев заявил, что Россия готова вложить в экономику Нигерии многие миллиарды долларов. О сотрудничестве с местной нефтегазовой корпорацией договорился "Газпром": ожидается, что уже в 2010 году российская и нигерийская компании начнут совместно строить участок газопровода протяженностью 360 километров.
Представитель Движения за освобождение дельты Нигера хвастливо заявил, что российское оружие отлично зарекомендовало себя в ходе подрывных операций. Боевик также предложил Дмитрию Медведеву не заглядываться на красоты столицы Нигерии, города Абуджа, а лучше проследовать вглубь страны, чтобы увидеть, во что власти превратили те регионы, которым государство обязано своими нефтяными доходами. После этого, предположил повстанец, возможно, господин Медведев вернется в Нигерию, чтобы подписать контракты не с продажными властями, а с истинными владельцами природных ресурсов – народом Нигерии. Хуже того, представитель MEND заикнулся о некоем "военном пакте", который, возможно, Движение захочет заключить, чтобы "защитить с трудом заработанную свободу". О том, романтическая ли это повстанческая декларация или же бесстыдное и расчетливое предложение "крыши", сделанное не кому-нибудь, а президенту России, остается только догадываться.
В конце июля правительство Нигерии, которое до этого вело активную войну против повстанцев, по всей видимости, поняло бесплодность своих усилий и попыталось действовать другими методами. Президент Умару Яр-Адуа объявил, что в течение ближайших 60 дней любой боевик, который сдастся властям, получит амнистию. После этого появились сообщения о том, что часть диверсантов сложили оружие, однако в Движении за освобождение дельты Нигера эту информацию гневно опровергли. Повстанцы заявили, что сдались лишь мелкие преступники, а настоящие идейные борцы и не думали отступать.
Транссахарский постскриптум
3 июля Нигерией, Алжиром и Нигером был подписан договор о строительстве трубопровода, который будет переправлять газ из Нигерии через пустыню Сахара в европейские страны. Это тот самый проект, в котором был заинтересован "Газпром", а также Total и Royal Dutch Shell. Строительство газопровода длиной 4128 километров будет стоить не менее 13 миллиардов долларов. Африканские компании рассчитывают, что газ пустят по трубе в ЕС уже в 2015 году, однако у повстанцев свое мнение на этот счет. Ничтоже сумняшеся они распространили заявление, в котором пообещали взорвать еще не построенный газопровод и, таким образом, пустить на ветер все деньги, вложенные в этот проект.
Что же, свою способность к экономическому лоббированию эти ребята с гранатометами уже доказали.