Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Нахимичили

Московский комитет рекламы никак не может выиграть в суде у News Outdoor

В последние месяцы комитет рекламы Москвы одна за другой преследуют неудачи. Помимо того, что комитет фактически остался без руководства, так как его глава Владимир Макаров был арестован по подозрению в заключении незаконного контракта с "Мосгоррекламой", так еще и суды различных инстанций никак не хотят согласиться с претензиями комитета к News Outdoor – одному из основных операторов наружной рекламы в Москве.

Московский комитет рекламы (полностью - комитет рекламы, информации и оформления города Москвы) – структура, формально независимая от столичного правительства. Он зарегистрирован как особое юридическое лицо и имеет самостоятельный баланс, однако существует за счет бюджета Москвы. Бюджета, который, как известно, уже многие годы верстается с дефицитом. И дело тут не в экономическом кризисе, а в том, что Москва на протяжении последних лет тратит больше, чем получает.

В этих условиях возраставшие до кризиса доходы от размещения рекламы в столице приходились как нельзя более кстати. К середине 2000-х годов они начали исчисляться миллиардами рублей в год. Дел у комитета рекламы в "тучные" для российского бизнеса годы было много. А вот в кризисный год, когда экономический спад в рекламе сказался прежде всего на операторах "наружки", работы стало поменьше. Зато прибавилось судебных разбирательств. Так получилось, что все они так или иначе связаны с News Corp Руперта Мердока. Того самого, который в 2008 году заявил: "Чем больше я читаю про инвестиции в Россию, тем меньше мне хочется их делать".

Без головы

В течение 2009 года московский комитет рекламы фактически остался без руководителей. В конце июля был арестован заведующий сектором Игорь Гаврилов – его подозревают в получении взятки в 3,25 миллиона рублей. Эти деньги Гаврилов якобы получил за "помощь" в преодолении барьеров на установку телеэкранов.

А в августе был арестован уже глава комитета Владимир Макаров по подозрению в заключении "сомнительной сделки": компания "Мосгорреклама" получила в аренду рекламные перетяжки по заниженной стоимости, пообещав взамен размещать на них в том числе и социальную рекламу. Следствие считает, что от этой сделки московский бюджет недополучил 131,5 миллиона рублей.

"Мосгорреклама", по данным российских СМИ, связана с News Corp, но как именно – неизвестно. В начале 2009 года "Коммерсант" писал, что структуры Руперта Мердока являются конечными владельцами "Мосгоррекламы", однако в самой News Corp это опровергают, предпочитая называть ее "сестринской компанией".

А еще осенью 2008 года было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя председателя комитета по рекламе Александра Менчука. Он обвиняется в заключении похожей сделки: по данным следствия, News Outdoor Russia (дочернее предприятие News Corp) получила выгодный контракт на условиях, согласно которым должна была размещать на биллбордах рекламу Московской ассоциации организаций химического комплекса (Ассохим). Тем не менее, на биллбордах размещалась коммерческая реклама, из-за чего московский бюджет с 2002 по 2007 годы недополучил почти 243 миллиона рублей.

В самом комитете также считают эту сделку несправедливой. Вернее, даже не саму сделку, а поведение News Outdoor. Именно к ООО "Ньюс Аутдор" московские чиновники и предъявили претензии, пытаясь добиться возмещения ущерба.

Таким образом, изучением дела стали заниматься сразу две организации. Во-первых, оно рассматривалось в суде, во-вторых, - следственным комитетом, который, впрочем, должен был не углубляться в суть дела, а оценить, насколько был виноват сам Менчук. По сообщениям СМИ, следователи полагают, что он не имел права принимать решения о сделке с News Outdoor, так как это было вне его компетенции.

Детали

В 2002 году Ассохим подписал с News Outdoor соглашение на установку 300 рекламных конструкций, которые должны были поддержать химический комплекс столицы. Аренда таких конструкций стоила для News Outdoor, по решению комитета рекламы, всего 10 процентов от базового тарифа. Поэтому неудивительно, что оператор "наружки" поспешил разместить на конструкциях коммерческую рекламу и получить дополнительную прибыль.

Соглашение с Ассохимом действовало до 2007 года, а то, что News Outdoor размещала на щитах коммерческую рекламу, выяснилось в середине 2008 года после проверки столичного комитета рекламы управлением госфинконтроля Москвы.

По данным "Коммерсанта", после этого комитет рекламы обратился в суд с просьбой признать, что News Outdoor незаконно получила 382,65 миллиона рублей прибыли. Затем сумма была снижена до 242,78 миллиона, а затем поменялся и предмет спора: чиновники сочли, что доказывать надо не факт получения незаконной прибыли, а факт нанесения ущерба бюджету.

Однако московские суды не вняли чиновникам и проявили редкую в таких спорах твердость. В январе 2009 года арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск комитета, а в апреле со своими коллегами из нижестоящей инстанции согласился Девятый арбитражный апелляционный суд. В сентябре дело дошло до Федерального арбитражного суда Московского округа, но и тот отставил прежнее решение в силе. Причина проста: суд считает, что даже если News Outdoor и размещал коммерческую рекламу, то это еще не означает, что московский бюджет недополучил какие-либо доходы.

В комитете рекламы, однако, не отчаиваются. Тот самый Александр Менчук, расследование в отношении которого проводит Следственный комитет, пообещал подать апелляцию в Высший арбитражный суд.

В любом случае, пока московский комитет рекламы оказался в подвешенном состоянии: без руководителей, но зато с неразрешенным конфликтом с одним из крупнейших клиентов. Возможно, ситуация изменится в октябре, когда пройдут выборы в Мосгордуму и станет понятно, изменится ли что-нибудь в московском правительстве. Если все останется по-прежнему, велика вероятность того, что конфликт с News Outdoor затянется еще на многие годы.

Интернет и СМИ00:0216 сентября

«Я породил монстра»

Как юный романтик хотел свободы слова, а создал «самое отвратительное место в интернете»