День милиции, который в России традиционно отмечается 10 ноября, в этом году получится невеселым. И без того не кристально чистой репутации МВД снова был нанесен удар в спину - на сей раз сотрудником УВД Новороссийска Алексеем Александровичем Дымовским. Милиционер разместил в интернете два видеоролика, в которых обратился к Владимиру Путину и товарищам офицерам с рассказом о невыносимом быте простых милиционеров. Кроме того, он пообещал вывернуть наизнанку всю ментовскую жизнь в России, что моментально вызвало невероятное количество откликов.
При первом просмотре видеообращений Алексея Дымовского складывается впечатление, что перед камерой сидит обычный (даже простоватый) человек с неграмотной, сбивчивой речью, возможно немного выпивший (для храбрости), который отчаянно режет правду-матку, не задумываясь о возможных последствиях. Однако если приглядеться, то можно предположить, что никакой это не Дон Кихот в погонах, а на редкость хорошо разбирающийся в медиапроцессах знаток современной интернет-аудитории, ее запросов, интересов и реакций.
Видеоролики Дымовского были размещены на YouTube в конце прошлой недели с таким расчетом, чтобы пик их популярности пришелся на выходные. Новостей в эти дни мало, и журналисты с радостью берутся за такие поводы, которые в будние могли бы пройти незамеченными. Затем в дело вступают блогеры - идеальные распространители любого рода "вирусов". Опять же, им на руку играет уикенд, поскольку в выходные уменьшается шанс того, что Событие окажется вне поля зрения других блогеров.
План сработал. Не без помощи популярных в рунете персон и массовых газет о майоре милиции Алексее Дымовском услышали все. Даже те, кто слабо интересуется общественно-политической жизнью страны, теперь без труда смогут пересказать историю милиционера.
История обычная, если не сказать банальная. Дымовский рассказал, что в его УВД практикуется фабрикование уголовных дел, что в менталитет Кубани въелась коррупция, что без взятки в милиции нельзя и ступить, что зарплата у него маленькая (всего 14 тысяч рублей), а на руках жена на шестом месяце; что у него самого здоровье подорвано, а лечиться не отпускают; что работает он по 30 дней в месяц и что звание майора ему дали лишь после того, как он пообещал посадить невинного человека.
Обращение Алексея Дымовского к Владимиру Путину получились "через голову" не только его непосредственного начальства и главы МВД РФ, но даже президента Дмитрия Медведева, которому напрямую подчиняется министерство внутренних дел. Воззвание к "всесильному" Путину в надежде на "новое Пикалево" через интернет тем более странно, что Дымовский выбрал любимый инструмент президента Медведева, который, в отличие от премьера, блоги все-таки читает.
"Послания" майора (одно на шесть минут, другое на семь) получились очень сумбурными, нарочито "сырыми" - так, чтобы никто не сомневался в искренности говорящего. Из всех 13 минут монолога стоит особо выделить два тезиса - предложение Дымовского Владимиру Путину провести независимое расследование в милиции по всей России и просьбу о встрече с глазу на глаз. Именно через два этих пункта майор подводит зрителя к своему главному обещанию - "вывернуть наизнанку всю ментовскую жизнь по всей России вместе с коррупцией, невежеством, хамством и безрассудством, когда честные офицеры погибают из-за того, что у них тупые начальники".
Дымовского услышали, причем даже там, куда он, собственно, и обращался. По словам пресс-секретаря премьер-министра Дмитрия Пескова, Путину доложено о выступлении майора, но никаких комментариев пока не будет.
Однако заставить говорить о себе - это самое простое. Сложнее заставить помнить о себе хотя бы некоторое время, не прибегая для этого к радикальным мерам, выбранным, к примеру, майором (заколдованное звание) Денисом Евсюковым. Дымовскому и это блестяще удалось. Как только новость об "исповеди мента" разлетелась по масс-медиа, журналисты наперебой стали искать самого майора. Во-первых, чтобы удостовериться в том, что это реальный человек, а не великолепная выдумка, достойная пера Пелевина или Прилепина. Во-вторых, СМИ нужны были новые подробности и новое "мясо" для того, чтобы история Дымовского "варилась" и была столь же вкусной, как и в начале.
Дымовский оказался к этому готов. На специально созданном сайте был выложен адрес его электронной почты, телефон милиционера можно найти в "два клика", на звонки он отвечал исправно, интервью давать не боялся, да еще и пресс-конференцию созвал. Более того, тут же на страницы самых разных изданий вылезли друзья Дымовского и даже его бывшая жена, что лишь добавило истории глубины. Таким образом, к понедельнику Дымовский был уже не безымянным героем интернета, а вполне реальной медиафигурой, с которой нельзя было не считаться.
Майор Дымовский взялся не из пустоты: по данным СМИ, в 2007 году, когда Путин был еще президентом, он пытался дозвониться главе государства на "прямую линию" и спросить, когда закончится беспредел в милиции. В эфир его звонок не попал, но был записан и передан в администрацию Кремля. Оттуда майору перезвонили, но тот под давлением начальства пошел на попятную и от своих слов отказался.
Расчет был хладнокровный и нисколько не вяжущийся с сумбурностью записанной на камеру речи. Для своих начальников майор стал недосягаем - "дело Дымовского" негласно перекочевало на совершенно иной уровень. С этим связана неразбериха, случившаяся в воскресенье, 8 ноября, когда представитель МВД России Валерий Грибакин объявил журналистам, что начальник ГУВД по Краснодарскому краю Сергей Кучерук принял решение уволить Дымовского из УВД Новороссийска за клевету.
Тут был свой нюанс - во-первых, Кучерук несколько опередил события, выступив наперекор министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, который Дымовского не уволил, а лишь отстранил от должности на время служебного расследования. Поскольку комиссия МВД будет отчитываться напрямую президенту и премьеру, кадровая инициатива главы краевого ГУВД кажется преждевременной.
Второй аспект плавно вытекал из первого: оказалось, что увольнение пока есть лишь на словах, но не на бумаге. В беседе с изданием "Свободная Пресса" сам Дымовский рассказал, что, проезжая ночью в воскресенье мимо своей работы, он заметил освещенные окна. "Решил зайти. В одном из кабинетов сидел начальник отдела кадров ГУВД и его шеф из Главка. Когда я зашел, они, как мне показалось, оцепенели. Я обратился к начальнику кадров с вопросом: 'Вы меня уволили?' На что получил ответ: 'Лично вас я не увольнял. Вы еще работаете'".
Впрочем, представить, как после всего произошедшего Дымовский будет приходить на службу, довольно сложно. Помимо вполне понятной негативной реакции начальства, есть еще его коллеги, которых в выходной день согнали на экстренное совещание ради детального разбора поступка оперуполномоченного. Как сообщила "Комсомольской правде" пресс-секретарь УВД Новороссийска Полина Герасимова, сослуживцы единогласно осудили Дымовского, который не должен был выносить сор из избы, а раз уж пошел в органы, мог бы и понимать, что это не курорт, а тяжелая, опасная, низкооплачиваемая работа.
При этом госпожа Герасимова не пояснила, считают ли милиционеры из Новороссийска такое положение сотрудников УВД нормальным и готовы ли они во благо цехового спокойствия жертвовать своим собственным благополучием и благополучием своих близких.
Уличить пресс-секретаря в неискренности не представляется возможным, однако сам Дымовский в одном из многочисленных интервью журналистам заявил, что понимает зажатость испуганных сослуживцев, которые в личных беседах полностью соглашались с его идеями борьбы против несправедливости. Более того, выяснилось, что эти беседы Дымовский записывал на диктофон, накопив таким образом 150 часов аудиозаписей. Это наверняка заставляет волноваться его собеседников, но самому майору дает неоспоримый козырь в борьбе с начальством.
В истории с Дымовским необычайно велик соблазн списать все на некий "заказ" - уж больно академично все получается. Но тогда возникает вопрос: кому выгодна шумиха вокруг новороссийского УВД (которое, говорят, является довольно средним во всех смыслах среди множества других управлений по стране)? Первое, что напрашивается на ум - это версия о новой атаке на министерство Нургалиева и лично на Рашида Гумаровича, ради которой был выбран будоражащий умы обывателей винтик, взбунтовавшийся против системы.
Если это так, то все более чем странно - ни одно из милицейских происшествий в этом году (необычайно урожайном на "оборотней") не сказалось на обитателях здания на Житной. Даже за дело майора Евсюкова, бесповоротно взорвавшее российское общество, ответил глава ГУВД Москвы, но не министр, хотя желающих видеть Нургалиева низвергнутым с "ментовского" Олимпа было немало. Что и говорить о последователях Евсюкова из Тувы и Омска, которые, несмотря на тяжесть совершенных преступлений, не дали Нургалиеву повода для беспокойства.
По сравнению с убийцами невинных людей, палящими в прохожих из табельного оружия, операми, избивающими детей в отделениях милиции, и прочими зверями в погонах, Дымовский выглядит как современный Дядя Степа (увы, какой есть) - честный мент, радеющий за свою семью и за свой город, за свою страну, в конце концов. Если за ним стоят абстрактные "большие люди", то их план сработал на все сто, поскольку именно таких милиционеров сейчас хотят видеть простые граждане и поддержка идей майора будет довольно широкой ("Если уж ТАКОГО 'пробрало', то все действительно пора менять"). Если же Дымовский действует в одиночку, то, несмотря на все оговорки, майору хочется пожелать удачи - она ему наверняка еще пригодится.