К началу февраля 2010 года стали известны все основные макроэкономические итоги года: инфляция в России оказалась в несколько раз больше, чем в других странах Европы, а ВВП обвалился сильнее, чем у крупных экспортеров нефти. Тем не менее, в правительстве считают, что 2009 год Россия пережила неплохо, а усилия и средства, потраченные на антикризисные программы, не пропали зря.
То, что самые пессимистические прогнозы российского правительства относительно экономики не оправдаются, стало понятно еще в середине года, когда стали расти цены на нефть, начал восстанавливаться фондовый рынок, а ситуация в банковском секторе более или менее стабилизировалась. Год Россия закончила с падением ВВП в 7,9 процента, хотя изначально предполагалось, что обвал может составить 8,5 процента. При этом в третьем и четвертом кварталах ВВП пусть и неустойчиво, но рос, что позволило говорить о выходе страны из рецессии.
Спасти проценты
Тем не менее, сложностей в экономике все еще хватает. Бюджет России на ближайшие годы по-прежнему верстается с дефицитом, из-за чего правительству в 2010 году вновь придется выйти на рынок внешних заимствований или даже взять кредит у Всемирного банка. В условиях, когда чиновники должны экономить каждый рубль для снижения дефицита бюджета, особенно интересно узнать, на что в 2009 году пошли средства антикризисной программы.
В 2010 году траты правительства будут обсуждаться в Госдуме: чиновники должны отчитаться перед депутатами за деньги налогоплательщиков. В 2011 году возможности пообсуждать детали антикризисной программы у депутатов может и не быть: по закону ежегодный отчет правительство обязано предоставить только по итогам 2009 года. Впрочем, не исключено, что Госдума попытается добиться права на получение антикризисного отчета и в будущем.
По данным "Ведомостей", отчет правительства уже внесен в Госдуму. Газете удалось ознакомиться с документом: в нем утверждается, что антикризисные меры правительства "спасли" два процента ВВП России: без них экономика страны обвалилась бы не на 7,9, а сразу на 10 процентов.
По данным Росстата, ВВП в России в 2009 году падал во всех отраслях экономической деятельности, кроме государственного управления и социального обеспечения (рост на 3,2 процента) и здравоохранения (рост на 0,6 процента). Сильнее всего от кризиса пострадал гостинично-ресторанный бизнес (минус 15,4 процента), строительство (минус 16,4 процента) и отрасль коммунальных услуг (минус 18,3 процента).
Всего антикризисная программа обошлась бюджету в 1,2 триллиона рублей, или в три процента от ВВП, который в 2009 году составил приблизительно 39 триллионов рублей. На первый взгляд кажется, что это абсурд: для спасения двух процентов ВВП потратили три процента. Но на самом деле сравнивать эти цифры некорректно, ведь потери бюджета и потери экономики – не одно и то же. В первом случае правительство недосчитывается средств, накопленных в годы высоких цен на нефть, во втором – ущерб от недопроизводства наносится всем работающим россиянам. Так что в этом случае спасение двух процентов ВВП оправдало средства.
1,2 триллиона рублей – не все деньги, которые потратило правительство на борьбу с кризисом. Во всяком случае глава Счетной палаты Сергей Степашин заявлял, что антикризисные меры обошлись в общей сложности в 2,7 триллиона рублей. Он же оценил их как весьма успешные, отметив, что в 2009 году не произошло ни обвала банковской системы, ни резкого увеличения безработицы.
Правительство в отчете, направленном в Госдуму, напротив, само себя активно критикует. В частности, чиновники отмечают, что если бы антикризисная программа заработала не во втором полугодии, а с начала года, то многих потерь удалось бы избежать.
Подверглись критике и некоторые антикризисные меры. Так, в Минэкономразвития признали, что не заработал механизм субсидирования процентных ставок предприятиям – это произошло из-за того, что был неправильно придуман сам процесс субсидирования.
Куда ушли деньги?
Как следует из отчета правительства, больше всего антикризисных денег было потрачено на поддержку банковской системы и на дотации регионам. В банковской системе средства выдавались далеко не всем: 100 миллиардов в уставный капитал получил ВЭБ, и 180 миллиардов - ВТБ. Сотни миллиардов и даже триллионы рублей, которые в рамках антикризисной программы выдал ЦБ на беззалоговых аукционах, в отчет правительства не вошли. А увеличение уставного капитала Россельхозбанка проходит в документах ЦБ по графе "поддержка предприятий".
По словам министра финансов Алексея Кудрина, Россия будет проводить антикризисную политику вплоть до 2015 года. Но из бюджета-2010 уже изъяли раздел "антикризисные меры": теперь такие траты будут записываться в обычные статьи расходов. Всего на борьбу с кризисом в 2010 году из бюджета потратят 195 миллиардов рублей, то есть в несколько раз меньше, чем в 2009-м.
Регионам было выделено даже больше, чем планировалось в начале года – план по тратам перевыполнен на восемь процентов. Тем не менее, из антикризисных денег все равно остались непотраченными 19,9 миллиарда рублей – по другим статьям расходов средства были выделены не целиком. Например, на субсидии авто- и транспортному машиностроению было выделено всего 300 миллионов – это составляет лишь 22 процента от плана.
Не до конца были потрачены и средства, выделенные на субсидии "Российским железным дорогам" и поддержку авиакомпаний. РЖД, впрочем, и без денег правительства смогло получить чистую прибыль в 11 миллиардов рублей.
С одной стороны, нельзя не признать, что выделенные правительством деньги помогли экономике: активное восстановление ВВП началось именно во втором полугодии, когда средства дошли до тех, кому они предназначались. С другой стороны, на восстановление экономики повлиял и другой, гораздо более значимый факт: внешняя конъюнктура. При повышении цен на нефть в Россию потекли деньги из-за рубежа, которые в конечном итоге и оживили производство. Так что заслуга правительства не только, а возможно и не столько в том, что оно сделало, а в том, что оно не помешало восстанавливаться экономике естественным образом.