19 мая межгосударственный авиационный комитет опубликовал предварительные данные расшифровки черных ящиков разбившегося под Смоленском Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. Правда, единого мнения о причинах катастрофы у российских и польских коллег не сложилось. Россияне винят в случившемся неопытность польских пилотов, в то время как польские участники расследования говорят о запоздалых указаниях российского диспетчера.
На прошедшей в среду пресс-конференции Межгосударственного авиационного комитета (МАК) было объявлено, что техническая комиссия исключила версию о крушении Ту-154 в результате ЧП или аварии на борту. "Комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказов авиационной техники в полете не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей," - приводит ИТАР-ТАСС слова председателя МАК Татьяны Анодиной. По ее словам, при посадке были активированы навигационная система самолета GNSS и система предупреждения об опасном сближении с землей TAWS.
Анодина заявила также, что аэродром "Смоленск-Северный" и его оборудование были пригодны для приема самолетов типа Як 40 и Ту-154, на которых в Россию отправились члены польской правительственной делегации (Як-40 минобороны Польши, на котором летели сопровождавшие делегацию журналисты, успешно сел в Смоленске за полтора часа до катастрофы). Как пишет 20 мая "Коммерсант", аэродром, который используется преимущественно военными, не оснащен точными системами захода на посадку. Однако за три недели до рокового дня 10 апреля Ту-154 совершил технический рейс, чтобы определить возможность взлета и посадки здесь самолетов данного типа.
25 марта, пишет издание, были дополнительно проверены диспетчерский радиолокатор посадки, обе приводные радиостанции с маркерами, светосигнальное оборудование. По итогам всех проверок специалисты заключили, что Смоленск-Северный может принимать самолеты Ту-154, но только при полностью исправном оборудовании и хорошей погоде.
Оборудование или погода?
По словам российских экспертов, утром 10 апреля специалисты детально осмотрели все оборудование аэродрома. А вот погода, как известно, как раз и подвела - за час до начала полета местность окутал густой туман. По словам Татьяны Анодиной, экипаж борта 101 президента Польши "своевременно получал данные о метеообстановке и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов Минска, аэродрома "Смоленск-Северный", а также от экипажа самолета Як-40".
Как пишет газета The Financial Times, диспетчеры передавали экипажу, что видимость над аэродромом составляла не более 400 метров при допустимой видимости в 1000 метров. По сведениям "Коммерсанта", за четыре минуты до падения на связь с президентским самолетом вышел экипаж польского Як-40, сообщивший, что видимость снизилась до 200 метров.
У специалистов, как российских, так и польских, нет оснований полагать, что пилоты Ту-154 не понимали передаваемых им сведений. С экипажем Як-40 они говорили на родном польском, а со смоленским диспетчером командир экипажа лично вел переговоры на русском, причем эксперты оценили его знание языка как удовлетворительное. Тем не менее, экипаж принял решение идти на посадку.
Приведенные выше данные МАК пока что не вызывали возражений со стороны поляков, хотя, как пишет польский информационный портал Wiadomosci24, отказ российской стороны передать бортовые самописцы Польше вызывает определенное недовольство. Однако стороны так и не сошлись во мнении относительно того, что же побудило пилотов Ту-154 пойти на рискованную посадку.
Летчики или диспетчеры?
События последних минут полета президентского рейса известны детально: экипаж сообщил диспетчеру, что попытается сделать пробный заход, и снизился до высоты в несколько метров. После того как самолет стал задевать шасси за кроны деревьев, пилоты попытались набрать высоту, но сделать это оказалось невозможно. Не долетев чуть более километра до начала посадочной полосы, Ту-154 задел крылом отдельно стоящее дерево, перевернулся вверх колесами и упал на землю.
По мнению российских специалистов, к катастрофе привела неопытность экипажа. "Коммерсант" приводит слова главы расследовательского департамента МАК Алексея Морозова, который заявил, что у летчиков не было возможности пройти подробное обучение на тренажерах Ту-154. К тому же, по его сведениям, экипаж был сформирован за несколько дней до полета из летчиков со стажем от 30 до 530 часов полета.
Российские эксперты пришли к выводу, что, заходя на посадку, командир корабля поставил машину в режим автопилота (который был невозможен с учетом имеющегося на "Северном" оборудования) и вдобавок послушался неверных указаний штурмана. Именно штурман, полагают эксперты, по неопытности принял расстояние до низины перед полосой за расстояние до земли и посоветовал командиру увеличить вертикальную скорость снижения. Диспетчеры пытались вывести самолет из пикирования, но пилоты, пытаясь поскорее спуститься ниже тумана и увидеть землю, указаний с вышки не услышали.
Между тем, польские специалисты с такой трактовкой данных бортовых самописцев не согласны. По словам официального представителя Польши в технической комиссии Эдмунда Клиха, российские эксперты недооценили роль в произошедшем российского диспетчера. Так, по мнению поляков, команда диспетчера "Сто первый, горизонт!" (означавшая призыв срочно прекратить снижение и перейти в горизонтальный полет) поступила слишком поздно - значительно позже того момента, когда самолет опустился ниже 100-метровой высоты принятия решения.
Как отмечает "Коммерсант", российская сторона согласна с этим доводом. В то же время, отечественные эксперты заявляют, что из-за высокой вертикальной скорости снижения самолета (установленной в результате ошибки командира и штурмана) диспетчер "Северного" просто не успевал отслеживать приближение машины к земле.
Голоса в кабине
Также на пресс-конференции МАК 19 мая было объявлено, что в ходе расшифровки переговоров экипажа выяснилось, что незадолго до падения в кабине президентского самолета находились посторонние. По словам председателя МАК, голос одного из них "точно идентифицирован, другой (или другие) подлежат дополнительной идентификации польской стороной". Татьяна Анодина подчеркнула, что считает эту информацию важной для расследования, дав понять, что действия пилотов могли объясняться давлением со стороны посторонних.
Имя установленного участника переговоров в кабине следователи не сообщили, но польское новостное агентство PAP со ссылкой на источники, близкие к расследованию, сообщило, что им был командующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик. Как отмечает The Guardian, присутствие в кабине высокопоставленного офицера могло побудить пилотов совершить посадку в недопустимых погодных условиях.
Между тем, Эдмунд Клих заявил изданию Gazeta Wyborcza, что "не думает, что на пилотов оказывалось давление". По его мнению, экипаж понимал, как важно участие президента в траурных мероприятиях 70-й годовщины катынской трагедии, но принял решение о посадке согласно инструкции, оценив предварительно все риски.
Как отмечает "Коммерсант", Клих заявил также, что из расшифрованных данных речевого самописца вообще не следует, что "посторонние" находились именно в пилотской кабине, а не возле нее. "Там было несколько предложений, и пока нельзя утверждать, имели ли они какое-то воздействие на экипаж", - цитирует издание слова польского представителя в технической комиссии.
Неофициально источники "Коммерсанта" в комиссии тоже признают, что расшифровать удалось не больше одной десятой части речевой записи переговоров - разговор "посторонних" слышен так тихо, что даже поляки не могут его разобрать. Поэтому точно установить, где именно находились говорившие, вряд ли удастся. В пользу польской точки зрения говорит тот факт, что, по некоторым данным, на записи слышен спокойный и ровный голос, без намека на ругань или угрозы.
19 мая "Российская газета" сообщила о намерении Москвы до конца мая передать Варшаве копии записей черных ящиков президентского самолета. Однако очевидно, что разногласия возникают не столько при расшифровке самописцев, сколько при толковании их данных. Как стороны планируют урегулировать этот вопрос, пока не ясно.