В октябре 2009 года в Волгограде было открыто движение по новому мосту через Волгу. Конструкция длиной более семи километров возводилась в течение тринадцати лет. Открытие моста проходило в торжественной обстановке; на церемонию приехали заместитель председателя правительства Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин. Всего лишь через полгода движение по новому мосту пришлось перекрыть из-за того, что он ни с того ни с сего начал "танцевать".
Идущие по асфальту волны даже на видеозаписи, попавшей в интернет вскоре после произошедшего, выглядят жутковато. Что уж говорить про ощущения пешеходов и автомобилистов, оказавшихся вечером 20 мая на мосту. Огромная конструкция из бетона и метала скрипела и "танцевала" несколько часов, после чего колебания сами собой прекратились. Очевидцы утверждают, что машины, находившиеся в этот момент на мосту, попросту подкидывало в воздух. Пострадавших не оказалось лишь по счастливой случайности.
Амплитуда колебаний поверхности моста достигала одного метра, и возникла опасность обрушения конструкции. Прибывшие на место сотрудники милиции и МЧС движение перекрыли. При этом они не представляли, что делать с мостом, продолжавшим "танцевать" и скрипеть. Уже тогда стало понятно, что автомобилисты, создавшие пробку на подъезде к мосту, ждут напрасно. Открывать движение сразу после произошедшего, не проверив целостность конструкции, никто бы не решился.
В конечном итоге так и произошло. На следующий день после случившегося Дмитрий Медведев поручил сотрудникам контрольного управления при президенте РФ и Генпрокуратуры проверить, как проектировался, строился и эксплуатировался мост. Несмотря на то, что видимых повреждений конструкции выявлено не было, специалисты решили проверить ее основательно. Все швы были обследованы с помощью ультразвука. По мосту пустили 15 "КамАЗов" со щебнем, вес каждого из которых составлял 20 тонн.
Никаких дефектов в конструкции обнаружено не было. Более того, эксперты пришли к выводу, что мост находится практически в идеальном состоянии. Иными словами, он не был поврежден даже в результате внезапных колебаний. Газета "Коммерсант" уточняет, что специалисты также начали создавать ветровую компьютерную модель. Однако попытки воссоздать ситуацию, возникшую 20 мая, принесут плоды дней через десять-пятнадцать. Лишь тогда, возможно, станет ясно, какие ошибки были допущены при проектировании моста.
Убедившись в относительной исправности конструкции, губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко подписал распоряжение о возобновлении движения. Во вторник, 25 мая, по мосту пустили легковые автомобили. Грузовикам проезд по переправе пока запрещен на неопределенный срок.
Министр транспорта Игорь Левитин, открывавший движение по мосту в октябре, все это время воздерживался от визитов в Волгоград. Вместо него на месте происшествия работал его заместитель Олег Белозеров. Однако 26 мая, как сообщает ИТАР-ТАСС, Левитин все же приедет посмотреть на уже не "танцующий", но от этого не менее подозрительный мост. Более того, министр транспорта собирается проехать по нему, проверить, как работают датчики амплитудных колебаний, а заодно и ознакомиться с результатами проведенной экспертизы.
Среди возможных причин неожиданной "аномалии" называли и ураганный ветер, и даже землетрясение. В итоге специалисты пришли к предварительному заключению, что виной всему аэродинамика. Предполагается, что резонансные колебания были вызваны редким северным ветром. Однако и с этой версией не все в порядке.
Одно дело, когда в США раскачивался (и, более того, скручивался) Такомский мост. Во-первых, он был подвесным, а во-вторых, этот инцидент произошел в 1940 году. Мост в Волгограде - балочный; с такими конструкциями ничего подобного ранее не происходило. К тому же, допускать столь грубые аэродинамические просчеты (если они действительно имели место) в наше время как-то совсем непростительно.
Шестиполосный волгоградский мост с пропускной способностью 30 тысяч автомобилей в час должен был стать настоящим спасением для автомобилистов. Ни плотина Волжской ГЭС, ни уж тем более паромная переправа, использовавшиеся ранее, с потоком уже давно не справлялись. Через полгода после завершения строительства мост на несколько дней превратился в едва ли не главную достопримечательность Волгоградской области.
Хуже всего пришлось автомобилистам, которые, словно вернувшись на те самые полгода назад, стояли в пробках на плотине. И решение губернатора о возобновлении движения они наверняка встретили с облегчением.
Смущает лишь то, что причины ненормальных колебаний до сих пор не установлены. Мост, как одержимая демоном конструкция из фильмов ужасов, покачался-покачался, да и перестал. Как будто и не было ничего.
Максим Мишин