Партия регионов никогда не скрывала, что собирается выстроить на Украине жесткую вертикаль власти. После прихода к власти Виктора Януковича этот план фактически был реализован - новый президент оказался во главе властной пирамиды, выстроенной регионалами. Теперь они нацелились на юридическое закрепление status quo через изменение конституции.
После победы Виктора Януковича на выборах президента Украины Партия регионов молниеносно подмяла под себя сначала Верховную Раду, а затем и правительство. Протесты оппозиции, уверявшей, что это было сделано с нарушением закона, только добавили регионалам решимости.
Следующими стали местные органы власти - губернаторов областей сменили практически всех. После этого взялись за судебную власть. Неугодных судей Конституционного суда отстранили от работы, что позволило усадить в кресло председателя КС верного человека из Донецка - Анатолия Головина.
Одновременно с этим взялись за реформу судебной системы в целом. Верховная Рада 7 июля приняла законопроект о судоустройстве, который, по мнению многих (хотя и не всех!) экспертов, поставит судей в зависимость от исполнительной власти.
С прессой (точнее - телевидением) тоже произошли странные метаморфозы - критические в отношении власти сюжеты утонули в потоке победных вестей с заводов и фабрик, полей и огородов.
Все четыре ветви власти выстроились, как на параде.
Всего за три с небольшим месяца новые власти Украины возвели вожделенную вертикаль с иерархией, которая со стороны выглядит так: Янукович - главный, руководители его администрации и министры - ступенькой ниже, депутаты Рады и губернаторы - третьи по важности, далее - начальники правительственных департаментов и главы районов и прочая региональная челядь.
Вроде бы пирамида вполне себе стройная. Но в действительности в ней есть существенный для президента и его администрации изъян - их власть сейчас строится фактически только на авторитете Януковича и на его негласном соглашении с соратниками. В реальности же у главы государства нет полномочий формировать и увольнять правительство без согласия Верховной Рады. То есть, теоретически, в любой момент правительство и парламент могут выйти из его подчинения и начать свою игру.
Янукович, как многолетний лидер оппозиции, прекрасно это знает. Для сотрудников администрации президента слабость его полномочий - еще более неприятный факт. Сейчас, по закону, они безвластны - не более чем канцелярия президента, выполняющая технические функции. А порулить страной ой как хочется! По крайней мере, об этом говорят оппоненты главы администрации Сергея Левочкина из той же Партии регионов.
Видимо, на этой почве в администрации Януковича одна за другой стали рождаться идеи, направленные на укрепление его полномочий. Сначала там заговорили о новой конституции, в которой предельно четко будет описана та самая "вертикаль". Но дело оказалось слишком хлопотным - от него отказались в пользу куда менее затратного проекта.
Сотрудники Януковича вполне резонно рассудили: зачем создавать что-то новое, если можно вернуться к подзабытому было старому. Этим "старым" стала конституция Украины, действовавшая до 2006 года. Она позволяла президенту самому выбирать кандидатуру премьер-министра для утверждения в Раде (сейчас кандидатуру подыскивает коалиция), а также увольнять и назначать министров (сейчас это тоже прерогатива депутатов).
У Леонида Кучмы, который был последним украинским президентом, весь срок работавшим по прежней редакции конституции, были и другие полномочия, которых Янукович сейчас лишен. Однако относящиеся к сфере назначения и увольнения членов правительства, конечно, важнее прочих.
Однако в результате так называемой "политреформы" в конце 2004 года конституцию изменили. И с 1 января 2006 года полномочия президента (тогда - Виктора Ющенко) усохли до нынешних. После этого система украинской власти почти сразу посыпалась - между главой государства и тогдашним премьером Юлией Тимошенко вспыхнула война, парализовавшая страну.
Все этот опыт помнят и думают: спасибо, больше не надо.
Поэтому в администрации Януковича решили, что довести вертикаль власти до идеала с помощью Основного закона, действовавшего до 2006 года, будет куда проще. Другой вопрос - как вернуть старую конституцию к жизни?
Операцию "реанимация" сначала решили провести так: послушная Верховная Рада принимает закон о всеукраинском референдуме. На референдум выносится грамотно сформулированный вопрос. Например такой: "Хотите ли вы навсегда положить конец грызне во власти и отменить поправки в "кучмовскую" конституцию?"
Большинство, конечно, за. Вуаля - и дело в шляпе.
Однако план сорвался. Против оказались партнеры Партии регионов по коалиции - Блок Литвина и Компартия. Они протолкнули в закон о референдуме поправку, согласно которой "политреформа" не может быть предметом обсуждения на всенародном голосовании.
Мотивы их понятны - кому же захочется лишиться возможности влиять на назначения в правительстве?
В администрации президента послышался скрежет зубовный: "Вот уж союзнички... Удружили, называется!" В ход пошел план "Б" - заменить много возомнивших о себе коммунистов и литвиновцев на более сговорчивую публику и проголосовать за закон без их дурацких поправок.
Но и эта комбинация не удалась. Более того, попытка привлечения на свою сторону части депутатов от НУНС в обмен на должность главы МЧС для их лидера обернулась грандиозным скандалом. Под угрозой оказалась не только сама затея с возвратом старой конституции, но и репутация руководства Партии регионов.
Положение надо было срочно выправлять. И кое-что в администрации придумали.
Задача стоит так: надо добиться отмены закона о политической реформе. Через Верховную Раду и народное волеизъявление не вышло. Но отменить любой закон на Украине может не только народ и парламент, но и Конституционный суд.
С иском туда обратились сразу 252 депутата Рады, которые попросили оценить конституционность процедуры принятия закона номер 2222, который и ввел в действие ту самую "политреформу". То есть содержание документа у них возражений как бы не вызывает, но вот то, как именно его вводили в действие, им не нравится.
Дело в том, что при изменении конституции соответствующие законодательные акты должны проходить экспертизу в Конституционном суде. В 2004 году 2222-й закон судьи проверили только после первого чтения. Тогда вердикт был положительным. Однако перед окончательным чтением и утверждением президентом документ еще раз подправили. Этим правкам КС оценки уже не давал. То есть, строго говоря, процедуру соблюли не до конца.
Теперь депутаты настаивают - закон не был соблюден, поэтому "политреформа" порочна и нелегитимна изначально. Если Конституционный суд с ними согласится, то это откроет возможность Януковичу получить обширные полномочия, а его администрации - снова превратиться во всесильный орган, контролирующий работу правительства.
В этом случае обращенные к Кучме надписи "Данилыч, вернись!", появлявшиеся на украинских заборах во времена позднего Ющенко, перестанут быть забавным курьезом. Он вернется, только в слегка модифицированной комплектации.
А особых сомнений в положительном для Януковича исходе суда нет. Председатель КС Головин, как уже было сказано выше - земляк и давний знакомый президента Украины.