В начале августа губернатор Астраханской области пообещал заплатить миллион рублей за информацию о бандитах, совершивших в конце июля два нападения на милиционеров областного центра. По подозрению в нападениях разыскивают азиата, кавказца и славянина непрезентабельной внешности.
Рано утром 27 июля двое милиционеров - 25-летняя Альбина Айшуакова и 24-летний Николай Лиджиев - патрулировали Братский сад в центре Астрахани. Патрульные обратили внимание на троих подозрительных мужчин и решили проверить у них документы. Вместо того, чтобы предъявить паспорта, мужчины напали на милиционеров с ножами и открыли стрельбу (по одним данным, преступники имели огнестрельное оружие при себе, по другим данным, они отняли его у милиционеров). Лиджиев погиб на месте. Айшуакова была доставлена в больницу в тяжелом состоянии.
Спустя примерно сутки, утром 28 июля, трое милиционеров на патрульной машине участвовали в поисках убийц Лиджиева. Они заметили троих мужчин, которые прятались под путепроводом над железнодорожными путями. Когда милиционеры попытались приблизиться, мужчины открыли огонь. Все трое сотрудников милиции получили ранения. Однако они начали отстреливаться, и преступники вынуждены были бежать. 2 августа один из раненых милиционеров, 29-летний Санур Ажбаев, умер в больнице.
Следователи полагают, что оба нападения совершила одна и та же банда. Причем в астраханском УВД к этой банде отнеслись необычайно серьезно. Тон официальных обращений, публикуемых на сайте УВД, однозначно свидетельствует, что милиция не считает нападавших рядовыми преступниками. Население просят "не поддаваться панике" и не слушать обвинения "в адрес каких-либо социальных групп". Ну а после прочтения фразы о том, что преступникам "нет оправдания ни в Коране, ни в Библии, ни в одном другом священном писании", становится окончательно ясно, что в нападениях на милиционеров подозревают религиозных экстремистов.
Только вот каких именно? Из милицейской ориентировки следует, что на астраханских милиционеров ополчился самый настоящий "интернационал". Один из преступников - кавказец, второй - азиат, а третий - славянин. Причем выглядят бандиты весьма непрезентабельно. В сводке подчеркивается, что все они небриты, славянин неряшливо одет, а у азиата гнилые зубы. Все преступники одеты в черное, но нельзя сказать, что их одежда хорошо приспособлена для боевых действий и выживания в полевых условиях. Так, азиат обут в сандалии на липучках, а кавказец носит некую невообразимую "рубашку с переливом в крапинку".
Если ориентироваться на это описание, то преступники подозрительно напоминают компанию бродяг, путешествующих "по югам" в поисках приключений. При таком раскладе нападение на Лиджиева и Айшуакову могло стать простой случайностью - бродягам не понравилось внимание со стороны молодых милиционеров. Ну а обстрелять патруль 28 июля преступники могли из страха. Возможно, они поняли, что после нападения в Братском саду милиция ищет их, и решили во что бы то ни стало вырваться из Астрахани.
В пользу этой версии говорит то, что после нападений нигде не появились воззвания, указывающие на идеологическую подоплеку преступлений. Никаких статей на экстремистских интернет-сайтах, никаких выступлений на исламистских телеканалах, никаких листовок на улицах Астрахани. Может быть, преступники и имеют какое-то отношение к экстремистским группировкам (это вполне вероятно, если учесть, что они носят огнестрельное оружие) - но на публичную "акцию устрашения" нападения на милиционеров все равно не тянут. Все это больше похоже на случайность.
Скорее всего, следователи придали нападениям идеологическую подоплеку из-за того, что они были совершены через полтора месяца после нашумевшего задержания так называемых "приморских партизан". Напомним, в середине июня в Приморье в ходе спецоперации были задержаны четверо молодых людей (еще двое подозреваемых, по официальным данным, предпочли застрелиться). Задержанных заподозрили в ряде нападений на сотрудников милиции. В интернете появилось воззвание, подписанное именем ветерана чеченской войны Романа Муромцева, в котором говорилось, что "партизаны" убивают милиционеров в рамках борьбы с действующей властью.
Впрочем, вскоре выяснилось, что Муромцев (такой человек действительно существует) не имеет никакого отношения к "партизанам". В течение последующих нескольких недель приморские следователи постарались представить задержанных (к августу их число выросло до пяти) как обычных бандитов, совершавших преступления ради личной выгоды. "Партизанам" предъявили обвинения во множестве преступлений, на фоне которых нападения на милиционеров стали казаться чем-то незначительным.
Однако "осадочек остался", в связи с чем астраханские правоохранительные органы, вероятно, испугались повторения "приморского сценария" в своем регионе. Окончательно понять, имеют ли действия астраханской троицы идеологическую подоплеку, поможет время. Если нападения были случайными - преступники постараются скрыться из региона, по возможности больше не привлекая к себе внимания. Если же бандиты "объявили войну милиции" - стоит ждать новых нападений.
Однако астраханские власти такой метод по понятным причинам не устраивает. Они изо всех сил стараются найти преступников до того, как те скроются или снова нападут на милиционеров. 2-3 августа в СМИ появилась информация о том, что губернатор Астраханской области Александр Жилкин пообещал заплатить миллион рублей человеку, который раскроет личности бандитов или укажет их местонахождение. Из каких средств будет выплачена награда, не уточнялось. На некоторых интернет-форумах появились возмущенные отклики - пользователям не понравилось, что власти готовы потратить на раскрытие убийств милиционеров больше денег, чем на расследование гибели обычных граждан. Кажется, россияне не прониклись настроением астраханского УВД, которое преподносит произошедшее как трагедию областного масштаба и пишет, что в поимке преступников "заинтересованы не только правоохранительные органы, но и все астраханцы".
Кстати, в том же сообщении УВД вскользь упомянуто, что кое-какие подозреваемые по делу уже задержаны. Но, по всей вероятности, речь идет не о непосредственных убийцах, а об их возможных пособниках. Точно ничего сказать нельзя - несмотря на весьма активное освещение темы, подробности о задержанных УВД почему-то предпочло не распространять.
Татьяна Ефременко