ВВС Индии, проводящие тендер на поставку 126 истребителей, подвели итоги первого этапа испытаний самолетов, которые были представлены на конкурс, и передали полный доклад министерству обороны страны. При этом тендер начал обрастать слухами, согласно которым победа приписывалась то российскому истребителю, то одному из американских самолетов, то европейскому летательному аппарату. Чтобы прекратить непрекращающийся поток информации в индийской прессе, министерство обороны страны официально заявило, что финалисты тендера пока не определены.
Тендер на поставку ВВС Индии 126 средних многофункциональных боевых самолетов (MMRCA) стартовал в августе 2007 года. Его завершение изначально было намечено на 2012-2014 год, однако потом появилась информация, что победитель может быть объявлен раньше. По итогам конкурса, из-за его стоимости прозванного индийскими СМИ "матерью всех сделок", победитель получит контракт на сумму в 420 миллиардов рупий (9,1 миллиарда долларов США). По условиям сделки, победитель тендера должен будет поставить в Индию 18 готовых самолетов. Производство остальных истребителей будет осуществляться по лицензии на территории самой страны.
При этом условия покупки самолетов могут быть расширены - после того как Индия получит все 126 истребителей, ВВС страны могут разместить заказ на дополнительную партию из 54-64 летательных аппаратов. Тендер проводится в два этапа, первый из которых завершился в июле 2010 года. Сперва ВВС испытывали летные характеристики самолетов и ограниченный набор их вооружений. По завершении первого этапа должен быть определен короткий список финалистов, после чего индийские летчики поедут на родину самолетов для ознакомления с полной номенклатурой их вооружений.
МиГ-35. Максимальная скорость: до 2,1 тысячи километров в час. Дальность полета: до трех тысяч километров. Радар: "Жук-А" с АФАР (пока не установлен). Вооружение: 30-миллиметровая пушка и десять точек подвески для ракет и бомб общей массой до 6,5 тонны.
Rafale. Максимальная скорость: до 2,4 тысячи километров в час. Дальность полета: до 3,7 тысячи километров. Радар: RBE2 с ПФАР. Вооружение: 30-миллиметровая пушка и 14 точек подвески для ракет и бомб общей массой до 9,5 тонны.
Typhoon. Максимальная скорость: до 2,5 тысячи километров в час. Дальность полета: до 2,9 тысячи километров. Радар: импульсно-доплеровский Euroradar Captor. Вооружение: 27-миллиметровая пушка и 13 точек подвески для ракет и бомб общей массой до 7,5 тонны.
В тендере принимают участие французская компания Dassault Aviation, европейская Eurofighter, американские Lockheed Martin и Boeing, а также шведская Saab и российская РСК "МиГ". Они представили на конкурс истребители Rafale, Typhoon, F-16IN Super Viper, F/A-18 Super Hornet, JAS-39 Gripen NG и МиГ-35 соответственно.
После того как доклад о проведенных в рамках первого этапа тендера испытаниях был направлен министерству обороны Индии, в местной прессе стали регулярно появляться сообщения о выходе того или иного самолета в финал. Последний раз - 9 августа 2010 года - индийские СМИ объявили промежуточными победителями тендера истребители Rafale и Typhoon, которые якобы вскоре приступят к дополнительным испытаниям, после чего будет выбран лучший из них.
В частности, по данным индийского телеканала Times Now, истребитель F/A-18 выбыл из конкурса, потому что его производитель, компания Boeing, не согласился передать военным технологию производства двигателей. Gripen NG не устроил индийских летчиков, поскольку обладает слабыми характеристиками бортовой радиолокационной станции. Не помогло даже обещание Saab передать Индии исходный код программного обеспечения управления радаром. Российский МиГ-35 в ходе испытаний сумел показать мощный боевой потенциал, однако индийцев не устроили его двигатели.
Слухи относительно МиГ-35 отчасти оправданны - эта машина в России пока находится на стадии разработки, а ее серийное производство запланировано на 2013-2014 год. F-16IN, если верить Times Now, индийские ВВС сочли самолетом без будущего, фактически полностью выработанной платформой, перспектив развития у которой уже не осталось. Некоторые из индийских СМИ объявили, что решение о выходе Rafale и Typhoon в финал во многом является политическим, однако в чем заключается политическая составляющая вопроса, не уточнили.
F-16IN. Максимальная скорость: до 2,3 тысячи километров в час. Дальность полета: до 4,2 тысячи километров. Радар: AN/APG-80 с АФАР. Вооружение: 20-миллиметровая пушка и 11 точек подвески для ракет и бомб общей массой до 7,7 тонны.
F/A-18. Максимальная скорость: до 1,9 тысячи километров в час. Дальность полета: до 2,3 тысячи километров. Радар: AN/APG-79 с АФАР. Вооружение: 20-миллиметровая пушка и 11 точек подвески для ракет и бомб общей массой до 8,05 тонны.
Gripen NG. Максимальная скорость: до 2,5 тысячи километров в час. Дальность полета: до 3,2 тысячи километров. Радар: доработанный PS-05/A с АФАР. Вооружение: 27-миллиметровая пушка и 8 точек подвески ракет и бомб общей массой до восьми тонн.
Логичным выглядело бы решение Индии выбрать победителем МиГ-35, учитывая, что страна активно покупает российские самолеты, а истребители советского и российского производства составляют основу индийского парка ВВС. В составе ВВС Индии полеты осуществляют самолеты МиГ-21, МиГ-27, МиГ-29, а также тяжелые Су-30МКИ. Численно они превосходят французские Mirage 2000 или Sepecat Jaguar, также используемые индийскими военными.
Так, согласно списочному составу ВВС Индии на конец 2009 года, в истребительный парк страны входили 167 самолетов французского и британского производства и 343 самолета производства СССР/России. Между тем, отдав предпочтение европейским истребителям в тендере, ВВС Индии могли бы попытаться "разбавить" долю российских самолетов в своем парке. Впрочем, даже после запланированного списания всех устаревших МиГ-21 и МиГ-27 число российских самолетов все равно будет больше - к 2015 году число Су-30МКИ ВВС Индии должно увеличится до 230 единиц.
Чтобы прекратить поток сообщений о выходе того или иного истребителя в финал тендера, министерство обороны Индии 11 августа 2010 года опровергло существование короткого списка финалистов. По словам официального представителя министерства обороны Ситаншу Кара, военное ведомство в настоящее время изучает многостраничный доклад ВВС и не пришло к какому-либо выводу. Когда финалисты будут названы, пока неизвестно, но, не исключено, что выбор окажется неожиданным.
Кстати, в начале августа 2010 года индийский военный блог LiveFist провел опрос среди читателей, которым предлагалось сделать выбор истребителя для индийских ВВС. В опросе приняли участие 2282 человека, и первое место занял Rafale. Второе место досталось Typhoon, третье поделили F/A-18 и Gripen NG, четвертое занял МиГ-35, а пятое - F-16IN.