Новости партнеров

Быстро, но дорого

Кризис полностью изменил рынок экспресс-кредитования

За последние два года российский рынок экспресс-кредитования, быстро набирающий обороты, изменился до неузнаваемости. Кризис привел к тому, что одни финансовые организации поспешили отойти от этого вида бизнеса, а другие, наоборот, сочли его одним из самых перспективных.

Экспресс-кредитование (в деловых изданиях обычно пишут POS-кредитование, от point of sale: кредитование в точках продаж) - штука довольно новая, как для мировых рынков, так и для России. Его особенность заключается в том, что кредит выдается под покупку какого-либо товара непосредственно в магазине. Сотрудники банка очень быстро рассматривают заявку на кредит, требуя при этом ограниченный набор документов. Таким образом, риски по невозврату займа возрастают.

За это потребители платят высокими ставками по кредиту: они могут достигать 60 процентов годовых. Ипотеку или автокредит по таким ставкам брать, естественно, никто не готов. А вот кредит на более мелкие покупки - вполне. Например, Вам не хватает 5000 рублей на сотовый телефон. Вы берете эти деньги в кредит на месяц - до ближайшей зарплаты. Следовательно, заплатить банку Вам придется пять процентов от 5000 рублей - 250 рублей. На такие переплаты россияне что в кризис, что в "хлебные годы" особенно не реагируют.

В свою очередь, банкам такие кредиты выгодны только при одном условии: при больших объемах выдачи. В противном случае выдавать мелкие займы не выгодно, ведь в те самые 250 рублей входит и аренда помещения на территории магазина, и оплата работы менеджеров, и риски за неуплату, и многое другое. Поэтому рынок экспресс-кредитования сильно зависит от ситуации в стране: если россияне делают много покупок, этот бизнес развивается, если начинают экономить - банки терпят убытки.

Больше всего экспресс-кредитами интересуются молодые россияне: они, во-первых, более активны на рынке кредитования вообще, во-вторых, именно им чаще не хватает денег на какие-нибудь "примочки и девайсы", в-третьих, накоплений у них не очень много. Опрос, проведенный банком "Хоум Кредит" в 2008 году, показал, что из всех молодых семей, берущих кредиты, более трети предпочитают именно POS-кредитование. Для сравнения, популярность "кредиток" оказалась более чем в два раза ниже, а обычного кредита наличными - в три с половиной.

Тем не менее, у рынка экспресс-кредитования полно недоброжелателей. Так, в апреле 2010 года выяснилось, что ярым противником такого рода банковских услуг оказался заместитель министра финансов Сергей Сторчак. "У нас экспресс-кредитование в докризисный период в Москве достигло колоссальных размеров, о каком изучении заемщика в этой ситуации может идти речь?" Если же не изучать заемщика, полагает Сторчак, то нарушаются основы кредитования.

Против экспресс-кредитов высказывался и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Его, правда, волновало другое: размер ставок. Кроме того, Онищенко считает, что кредитование вне офисов банков нарушает Гражданский кодекс.

До и после кризиса

Рынок POS-кредитования в докризисной России действительно рос очень уверенно - более чем на 10 процентов в год. Но и кризис не помешал банкам увеличивать объемы кредитования в этом сегменте: а ведь в остальных сегментах была зафиксирована стагнация или вообще сокращение кредитных портфелей.

В 2009 году рост рынка экспресс-кредитования составил 7,5 процента, а его объем оценивался уже больше, чем в 100 миллиардов рублей. При этом интересовались этим видом бизнеса почти исключительно банки, не входящие в первую двадцатку крупнейших в России. В 2010 году ситуация изменилась коренным образом.

Впрочем, глобальные сдвиги на рынке начались еще раньше, во время кризиса. Если в середине 2008 года уверенным лидером был "Русский стандарт", который выдавал более четверти от всех POS-кредитов, то через два года его не оказалось даже в первой тройке - по последним данным консалтинговой компании Frank Research Group, которые приводит "Коммерсант", доля "Русского стандарта" сократилась до 9,1 процента.

Причина снижения доли "Русского стандарта" кроется в политике самого банка. Началось это снижение еще в третьем квартале 2008 года, а в 2009-м в финансовой организации решили, что профильным направлением станет не POS-кредитование, а выпуск кредитных карт. Поэтому совершенно логичным выглядит то, что "Эльдорадо", одна из крупнейших сетей электроники в России, в 2010 году отказалась от сотрудничества с "Русским стандартом".

А вот другой лидер прошлых лет - "Ренессанс кредит" - пострадал именно от кризиса. Из-за дефицита ликвидности банк перестал выдавать кредиты, в результате чего его доля сократилась с 12 процентов до одного процента. Как отмечает "Коммерсант", сейчас доля "Ренессанс кредита" снова стала увеличиваться, но сможет ли она достичь докризисных высот, неизвестно.

Место "Ренессанс кредита" и "Русского стандарта" поспешили занять банки, которые ориентированы на работу с потребительским рынком: ХКФ Банк, ОТП Банк и Альфа-банк. Вместе они выдают более половины всех POS-кредитов, лидером является ХКФ Банк с долей в 27,2 процента.

Ближайшее будущее

Скорее всего, в самое ближайшее время за рынок POS-кредитования начнется самая настоящая война: экономика восстанавливается, желающих взять кредиты становится все больше, да и банки, в том числе и самые консервативные, поняли, что на экспресс-кредитах можно зарабатывать немалые деньги.

К августу 2010 года подготовку к выходу на рынок экспресс-кредитования должен завершить банк "Траст", известный своим агрессивным поведением на потребительских рынках. К концу 2011 года "Траст" намерен выдавать по 120 тысяч POS-кредитов в месяц, а объем своего портфеля в финансовой организации оценивают в 12 миллиардов рублей. Таким образом, доля "Траста" окажется в пределах 9-10 процентов, что сразу же включит его в число крупнейших игроков рынка.

POS-кредитованием интересуются не только частники. Деловые СМИ уже сообщили, что на рынок намерены выйти государственные Сбербанк и ВТБ. Ближе к цели, по всей видимости, Сбербанк: еще в конце 2009 года сообщалось, что он ведет переговоры с крупными представителями рынка. Чем закончились эти переговоры, неизвестно, но пока Сбербанк никого не купил. Однако если это все же произойдет, то рынок ждут значительные изменения: государственная структура не привыкла занимать нелидирующие позиции, и ей вполне по силам предложить заемщикам гораздо более низкие ставки.

Что касается ВТБ, то этот госбанк тоже не против того, чтобы приобрести какой-нибудь банк, специализирующийся на POS-кредитовании. "Однако в настоящее время реальных предложений о продаже таких банков нет", - заявлял глава ВТБ Андрей Костин в июле газете "Коммерсант". Учитывая, что интерес к рынку сейчас действительно велик, тактика "мы никуда не торопимся" может и не сработать.