Российский интернет-концерн Mail.ru Group провел на минувшей неделе в Лондоне одно из самых успешных первичных размещений акций в российской истории. Компания реализовала 17 процентов своих акций, выручив за пакет 912 миллионов долларов. Эта сумма является не самой большой по сравнению, например, с выручкой от IPO "Русала" (2,3 миллиарда долларов), зато бумаги Mail.ru после размещения подорожали сразу на 30 процентов, что для российской компании результат беспрецедентный.
Mail.ru, владеющая, помимо одноименного сервиса, пакетами в крупнейших российских социальных сетях "Одноклассники.ру" и "ВКонтакте", порталом HeadHunter и мессенджером ICQ, а также миноритарным (2,7 процента) пакетом акций Facebook, объявила о своих планах по выходу на биржу еще в 2007 году. Однако в июле 2008-го подготовку к размещению было решено свернуть из-за нестабильной ситуации на мировых финансовых рынках. Первоначально планировалось перенести IPO на 2009 год, но тут грянул финансовый кризис, и сроки выхода на биржу стали совсем неясными.
Летом 2010 года к этой теме вернулись после того, как фонд DST консолидировал в своей собственности все акции самого портала Mail.ru и переименовался в Mail.Ru Group. Тогда же руководство сделало заявление о том, что IPO, вероятно, состоится в 2011 году. Еще через пару месяцев планы вновь поменялись, однако теперь в сторону ускорения подготовки к размещению.
В итоге IPO прошло на Лондонской бирже 5 ноября. Российская интернет-компания продала 17-процентный пакет за 912 миллионов долларов. Таким образом, общая капитализация Mail.ru была оценена более чем в 5,7 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2008 году владельцы рассчитывали на рыночную стоимость DST в 2 миллиарда долларов (правда, с тех пор объем активов структуры несколько увеличился).
Mail.Ru решила не эмитировать новые акции, а продавать уже имеющиеся на руках владельцев бумаги. По итогам IPO 403 миллиона долларов заработали основатели Mail.ru Юрий Мильнер, Григорий Фингер и Михаил Винчель, реализовавшие вместе 7 процентов акций. Еще 509 миллионов долларов перешло в распоряжение других акционеров - американского банка Goldman Sachs, фондов Tiger Global, Quorum и менеджеров самой компании.
Покупателями стали фонды из США и Европы, в частности Fidelity. По данным "Ведомостей", 70 процентов реализованного пакета приобрели фонды долгосрочных инвестиций, а еще 30 процентов - хедж-фонды. Спрос на акции по верхнему ценовому диапазону (27,7 доллара за акцию) превысил предложение более чем в 20 раз. Компания, однако, не стала расширять диапазон, чтобы дать инвесторам заработать.
Прибыль инвесторов действительно оказалась значительной. Сразу после окончания размещения глобальные депозитарные расписки (GDR), каждая из которых соответствует одной акции, подорожали почти в полтора раза - до 39 долларов, после чего их цена немного снизилась, до 35 долларов за GDR. Таким образом, рост первого дня торгов составил 29 процентов. На фоне других российских размещений, где обычно акции дешевеют после IPO на несколько процентов, этот успех смело можно назвать впечатляющим.
IPO российской компании стало вторым по своим объемам из тех, что проводились на Лондонской бирже в последние месяцы. Его лишь немногим опередило размещение фонда Vallar Натаниэла Ротшильда, привлекшее в июле 2010 года миллиард долларов. Что касается сферы интернет-бизнеса, то здесь компания и вовсе стала рекордсменом всей Европы.
Инвесторов не остановило даже наличие иностранных активов компании, в частности, Facebook, оценить которые чрезвычайно трудно. Вообще Mail.ru Group оказалась одним из революционеров на рынке, так как большинство существующих в мире социальных сетей принадлежат частным компаниям, предпочитающим на биржу не выходить. До этого IPO проводили только китайцы из Tencent.
Часть полученных от размещения средств пойдет на дальнейшие инвестиции. В частности, компания планирует приобрести за 112 миллионов долларов 7,5-процентный пакет акций "ВКонтакте", после чего ее доля будет доведена до 32,5 процента. В целом капитализация "ВКонтакте" сейчас оценивается в полтора миллиарда долларов.
Чрезвычайно удачная операция Mail.ru, возможно, позовет на рынок и других гигантов отечественного интернет-бизнеса. Следующим может стать "Яндекс", у которого есть неплохие шансы привлечь даже больше средств, чем Mail.ru, благодаря его хорошим финансовым показателям. Пока дата IPO "Яндекса" остается в тайне, но, вероятнее всего, выхода компании на биржу можно ожидать до лета 2011 года.