Льготы по страховым взносам, обещанные президентом Дмитрием Медведевым в недавнем послании Федеральному собранию, получит далеко не весь малый бизнес. За бортом льготного режима окажется не только торговля, которой занимаются от половины до трех четвертей всех малых предприятий страны, но и ряд других сфер, включая транспорт и общественное питание. Исключение сделано, по сути дела, только для производственной сферы. Между тем, ее удельный вес в российском малом бизнесе сами предприниматели оценивают не более чем в 15-17 процентов.
Замена единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы в государственные фонды стала одной из ключевых тем обсуждения в правительстве и деловых кругах в последние два года. Причиной очередной налоговой реформы стал кризис, обнаживший серьезные проблемы с финансированием "социалки" в стране, прежде всего, пенсий и медицинского обслуживания.
В 2005 году ставка ЕСН, который каждый работодатель платит за своего сотрудника, была понижена с 35,6 до 26 процентов. Тогда одной из целей реформы провозглашался вывод зарплат из тени. Впоследствии было признано, что в полной мере этой цели добиться не удалось, хотя экономика все же выиграла от снижения ставок около полутора процентов ВВП. В плюсе оказались наиболее добросовестные бизнесмены, не скрывавшие от государства размер своего реального зарплатного фонда.
Однако к концу 2008 года выяснилось, что минусы от смягчения налогообложения перевешивают плюсы. Бюджет перестал быть профицитным, а значит, финансировать внебюджетные фонды без усилий оказалось невозможным. Деньги стали искать в других местах, и наиболее перспективным для правительственных чиновников выглядел ЕСН. Его было решено отменить, введя страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и другие организации, параллельно повысив суммарную ставку до 34 процентов. Изначально планировалось, что по новым ставкам предпринимателям придется платить уже в 2010 году.
Такое решение встретило, понятное дело, неприятие у бизнеса. В результате правительство "смилостивилось" и перенесло рост ставок на год. Тем не менее, Российский союз промышленников и предпринимателей этим не удовлетворился и предложил государству еще раз повременить с увеличением ставок, продлив льготный режим до 2012 года. В РСПП аргументировали это тем, что в кризисных условиях рост налогового бремени может вообще задушить российскую экономику. Позже предложение "клуба олигархов" неожиданно поддержал Минфин, а его руководитель Алексей Кудрин рекомендовал временно ограничиться повышением ставок до 32 процентов.
Однако в защиту налоговой реформы выступил премьер-министр Владимир Путин, после чего стало ясно, что повышение ставок неизбежно. Предприниматели, между тем, продолжали высчитывать свои потери. По некоторым оценкам, благодаря снижению ЕСН в середине 2000-х годов, российский бизнес ежегодно получал лишние 2 триллиона рублей.
Ожидается, что в наибольшей степени от повышения ставок пострадает малый бизнес, имеющий куда меньший запас прочности, чем огромные компании. Для небольших предприятий, у которых с оборотными средствами и так негусто, лишние отчисления в пользу государства могут оказаться убийственными.
Слово президента
В конце 2010 года в защиту слабых решил высказаться Дмитрий Медведев. В своем послании Федеральному собранию он заявил, что для мелких производств и предприятий социальной сферы следует пока ставку все-таки не поднимать еще два года. Медведев предложил правительству разработать документ, в котором бы прописывались правила предоставления льгот малому бизнесу.
Деловая ассоциация "Опора России" с самого начала отнеслась к предложениям Медведева довольно скептически. По подсчетам предпринимателей, только 15-17 процентов всех бизнесов смогут получить льготы. Дело в том, что ограничения на повышение налогов не касаются сферы торговли, к которой относится большинство мелких фирм.
6 декабря Минздрав разослал в другие отвечающие за поправки в Налоговый кодекс министерства свои предложения по закону. Под льготы, по версии ведомства Татьяны Голиковой, должны попадать 17 видов деятельности в рамках малого предпринимательства. К ним, в частности, относятся производство пищевых продуктов, минеральных вод и других безалкогольных напитков, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи и обуви, обработка древесины, производство машин и оборудования, мебели, товаров и игрушек, а также научные исследования и разработки, образование и здравоохранение.
В список не попала не только торговля (чего следовало ожидать), но и общественное питание с транспортом. Таким образом, круг предпринимателей, которые будут облагодетельствованы правительством, оказывается весьма узок. Хотя и в этом варианте потери для бюджета будут довольно существенными - Минздрав оценивает их почти в 45 миллиардов рублей за два года.
Но даже и этим счастливчикам придется в основной своей массе отдавать государству больше, чем раньше. Дело в том, что малый бизнес сейчас часто платит налоги по упрощенной схеме, а там ставка составляет всего лишь 14 процентов. Сейчас они уравниваются в статусе с другими хозяйствующими субъектами. Что же касается тех бизнесов, которые облагаются Единым налогом на вмененный доход, то они, согласно налоговой реформе, лишатся этого права в 2012 году.
В Минэкономразвития уже заявили, что недовольны предложениями коллег из Минздрава - чиновники этого ведомства надеются обеспечить льготы большему количеству малых фирм. По словам Эльвиры Набиуллиной, заявление президента стоит толковать максимально расширительно. "Наша позиция такова, что под льготу не подпадают только предприятия, работающие в торговле, в сфере предоставления финансовых услуг и операций с недвижимостью", - отметила она.
Таким образом, бизнесменов, рассчитывающих в следующем году сэкономить на налогах ждет горячий декабрь прений в правительстве. Минздрав хочет больше денег на выполнение плана по повышению пенсий, Минэкономразвития - смягчения налогового бремени для выполнения плана по экономическому росту. Пока же можно констатировать, что больше всех повезло средствам массовой информации - их вынесли в отдельную привилегированную категорию за несколько дней до послания президента. 22 ноября Госдума приняла закон, согласно которому в 2011 году российские СМИ (кроме рекламных и эротических) смогут платить государству прежние 26 процентов от фонда оплаты труда. С 2012-го размер отчислений вырастет до 27 процентов и только к 2015-му - до общей для всех ставки в 34 процента.