28 февраля в Курске вынесли приговор по делу об изнасиловании и убийстве четырех школьниц, совершенном в 2000 году. Виновными в преступлении признали молодых людей, которые дружили с погибшими. От отбывания наказания подсудимых освободили в связи с истечением срока давности. Родственники убитых грозят молодым людям самосудом, а те намерены отстаивать в Верховном суде свою полную невиновность.
Ранним вечером 14 июля 2000 года 14-летняя Ульяна Шильдер, 12-летняя Анна Романцева, а также 13-летние Юлия Филатова и Наталья Железнякова вышли из своих домов в курском районе Волокно и отправились на прогулку. Девочкам разрешалось гулять до 22 часов, и обычно они не нарушали это правило. Но на этот раз девочки не вернулись ни в назначенный срок, ни позже. Родители обратились в милицию. Там им посоветовали подождать три дня. На протяжении этих дней родители вместе с добровольцами вели поиски девочек, но безуспешно. Усилия милиции, которая в конце концов подключилась к поискам, также не увенчались успехом.
По факту исчезновения девочек возбудили уголовное дело, в рамках которого были опрошены знакомые школьниц. Однако ни к какому результату это не привело. Постепенно дело было фактически забыто.
И лишь в апреле 2009 года в лесу в полутора километрах от Волокна были найдены четыре тела. Согласно наиболее распространенной версии, трупы нашел мужчина, гулявший с собакой. Однако в СМИ появлялась и иная версия - якобы тела каким-то образом обнаружил оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму, который хорошо ориентируется в раскопках, но не имеет собаки. Так или иначе, остатки одежды, сохранившиеся на трупах, принадлежали Шильдер, Романцевой, Филатовой и Железняковой. Благодаря этому предварительное опознание состоялось фактически сразу. А окончательного, генетического опознания родственникам пришлось ждать до лета 2010 года. В правоохранительных органах объяснили это слабостью технической базы провинциальных экспертов.
Однако расследование пропажи девочек было возобновлено, и задолго до завершения генетической экспертизы в деле появились подозреваемые. Точнее, как минимум двое подозреваемых и двое свидетелей. Следователи предположили, что к убийству причастны друзья школьниц - Павел Елкин, Александр Машошин, Роман Безуглов и Виталий, фамилия которого не называется. В 2000 году Елкину, Машошину и Виталию было по 15 лет, а Безуглову - 13 лет. Также в СМИ упоминался некий Артем, но у него нашлось безупречное алиби. Остальных молодых людей арестовали. Вскоре Виталий признал свою вину и сообщил следователям подробности преступления.
Молодой человек рассказал, что 14 июля 2000 года компания из четверых мальчиков и четырех девочек отправилась через лес на речку. По дороге Елкин, который встречался с Ульяной Шильдер, начал упрекать девочку в нежелании вступать в сексуальные отношения. Вскоре ссора перешла в избиение. Остальные девочки пытались помочь подруге, но тоже были избиты. По словам Виталия, затем подростки изнасиловали девочек. Пострадавшие пообещали, что обо всем расскажут родителям. Тогда Елкин якобы предложил убить девочек. Виталий утверждает, что лично он отказался участвовать в убийстве, а Машонин и Безуглов согласились. Елкин задушил Шильдер, Машонин - Филатову, Железнякову Елкин и Машонин задушили вместе, а с Романцевой расправился Безуглов. Затем Елкин сходил домой за лопатой, и в 23 часа ночи подростки закопали трупы.
Павел Елкин на момент задержания работал на аккумуляторном заводе и был второй раз женат. У него есть как минимум один ребенок. Александр Машошин работал на овощной базе. Роман Безуглов переехал из Курска в другой город. Виталий окончил медицинский университет.
Главными фигурантами дела стали Елкин и Машонин. Безуглов в момент преступления еще не достиг 14 лет - возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Виталию же следователи, поверив его показаниям, вменили только изнасилование. Елкин и Машонин категорически отрицали свою вину. Их родители проявили недюжинную память, заявив, что в июле 2000 года не видели на сыновьях синяков и царапин, которые должны были остаться после борьбы с девочками. Не хуже оказалась память матери Безуглова, которая сказала, что в день пропажи девочек ее сын вернулся домой с прогулки в шесть часов вечера. Родственники Шильдер, Филатовой, Железняковой и Романцевой отнеслись к версии следствия с гораздо большим доверием. "Утром после пропажи девочек пошли к Паше. Его родители сказали, что он у бабушки в деревне. Поехали туда - его нет. Прятали уже!" - припомнила мать Железняковой.
Согласно 78-й статье УК РФ, срок давности для особо тяжких преступлений составляет 15 лет. 94-я статья гласит, что для несовершеннолетних этот срок уменьшается вдвое. Таким образом, для Елкина, Машонина и Виталия срок давности истек через 7,5 лет после преступления - в 2008 году. Журналисты быстро обратили на это внимание. Сообщения СМИ о том, что обвиняемые, скорее всего, будут освобождены от ответственности, вызвали серьезное беспокойство родственников убитых девочек. Они даже написали обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву. Авторы обращения просили президента изменить трактовку 78-й статьи таким образом, чтобы убийцы все же понесли наказание. О реакции главы государства на этот документ не сообщалось.
Отчаявшись, родственники убитых начали недвусмысленно угрожать обвиняемым самосудом. "Убийцы моей дочери будут спокойно ходить по земле? Нам остается устроить самосуд!", - сказала журналистам мать Романцевой. "Мой бывший муж, отец Ули, сидит в СИЗО за убийство. А что за одно убийство сидеть, что за два, ему без разницы", - подчеркнула мать Шильдер.
28 февраля 2011 года опасения родственников подтвердились. Суд признал Елкина и Машонина виновными в убийстве, формально приговорил их к девяти и восьми годам колонии соответственно, но тут же освободил их от отбывания наказания в связи с истечением срока давности. Виталий по той же причине был освобожден от наказания за изнасилование. Чтобы родственники девочек не смогли реализовать свои угрозы, подсудимых увели из зала заседаний через черный ход.
Несмотря на то, что им удалось избежать наказания, Елкин и Машонин недовольны исходом дела. Они намерены обжаловать приговор в Верховном суде и добиться, чтобы их признали полностью невиновными. По мнению защиты подсудимых, друзья погибших девочек просто первыми попались под руку следователям после обнаружения трупов, когда общественность потребовала немедленного раскрытия преступления. Защита подчеркивает, что у одной из погибших девочек были сломаны тазовые кости. По мнению адвокатов, такой перелом вряд ли могли причинить подростки. Скорее это похоже на результат ДТП. Возможно, девочку сбила ехавшая по лесной дороге машина, водитель и пассажиры которой затем изнасиловали и убили пострадавшую и ее подруг. Однако найти неведомый автомобиль, проезжавший по дороге десять лет назад, практически нереально. Поэтому, как полагают подсудимые, следователи решили использовать единственный оставшийся способ все же "раскрыть" дело. Якобы они надавили на Виталия, заставив его оговорить друзей, а взамен пообещали не обвинять в убийстве его самого.