Обанкротившаяся авиакомпания "Континент" в минувшие выходные стала героем информационных выпусков и головной болью для сотен россиян. После того как 29 июля Росавиация отозвала у перевозчика лицензию, выяснилось, что несколько сотен его пассажиров застряли в различных аэропортах страны и ближнего зарубежья. Помимо других авиакомпаний, вывозом пассажиров "Континента" занялся даже президентский летный отряд "Россия".
От грузов к пассажирам
Малоизвестная авиакомпания "Континент" была создана в 2007 году и выполняла рейсы из Красноярска, Норильска, Москвы и Иркутска в 40 городов на территории России и Украины. При этом "Континент" является 17-й по величине грузовой авиакомпанией России, но в число 30 крупнейших пассажирских авиакомпаний не входит. Основу воздушного флота перевозчика составляют Ту-154 (по разным данным, от 7 до 9 самолетов), а также Ил-76.
Владельцем 75 процентов акций "Континента" в настоящий момент является Станислав Лейченко, один из создателей авиакомпании "Атлант-Союз" (которая приостановила свою деятельность в январе 2011 года). Оставшимися акциями владеет генеральный директор "Континента" Владимир Красильников.
Как писала газета "Коммерсантъ", до 2011 года перевозчик выполнял только чартерные грузовые рейсы. Однако после того, как Красильников стал совладельцем "Континента", авиакомпания купила у "Аэрофлота", "Авиалиний Кубани" и "России" выведенные из эксплуатации самолеты Ту-154 и начала развиваться как региональный перевозчик.
Длилось развитие недолго. Вечером 29 июля Росавиация объявила, что аннулировала сертификат эксплуатанта "Континента" в соответствии с заявлением гендиректора перевозчика. В ведомстве пояснили, что эта просьба была вызвана "прекращением заправки воздушных судов авиакомпании российскими аэропортами из-за отсутствия необходимого объема финансовых средств". Как отмечало РИА Новости, на 29 июля объем задолженности "Континента" перед отечественными авиаузлами составил 32 миллиона рублей.
Обанкротился
По большому счету, известие о том, что одним перевозчиком (не самым большим) в России стало меньше, наверняка прошло бы незамеченным. Однако утром на следующий день информагентства сообщили, что десятки рейсов "Континента" были отменены, а сотни пассажиров компании в пятницу и субботу не смогли вылететь из аэропортов ряда российских городов в пункты назначения, так как авиакомпания обанкротилась.
К примеру, 29 июля в аэропортах Анапы, Сочи, Краснодара и Геленджика застряли около 450 человек, купивших билеты на рейсы "Континента", а 30 июля 80 пассажиров не смогли вылететь из аэропорта Благовещенска Амурской области на Камчатку. Больше всего информация в СМИ напоминала сообщения о неразберихе в аэропортах, возникшей во время кризиса в альянсе AiRUnion, объединявшего "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самару", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Два года назад входящие в альянс авиакомпании не смогли погасить многомиллиардную задолженность перед поставщиками топлива, что привело к массовым задержкам рейсов.
29 июля в Росавиации сообщили, что регулярные магистральные рейсы должны выполнять только авиакомпании, имеющие в своем парке не менее 20 однотипных самолетов. Таких перевозчиков в России сейчас всего 15 (из 150). Остальные авиакомпании, как считают в ведомстве, должны быть переведены в разряд чартерных или не выполнять магистральные рейсы.
По данным "Российской газеты", всего из-за внезапного банкротства "Континента" пострадали более трех тысяч человек. С 29 по 31 июля было отменено 69 рейсов.
На помощь пассажирам "Континента" пришли другие перевозчики. Так, по сообщению РБК, авиакомпания "Россия" вывезла 16 человек из Анапы в Санкт-Петербург, еще 80 пассажиров отправились с помощью "Газпром авиа" из Анапы в Москву. "Трансаэро" вывезла 52 человека из Сочи в Москву, по тому же маршруту "ВИМ-авиа" должна была перевезти более 200 человек. Авиакомпания "Ямал" планировала вывезти 42 человека из Анапы в Красноярск с подсадкой еще 20 пассажиров в Сочи. Авиакомпания "Кубань", как пишет Aviation Explorer, организовала 30 и 31 июля дополнительные рейсы для перевозки клиентов "Континента".
Кроме авиакомпаний, в вывозе пассажиров "Континента" с 31 июля принял участие даже президентский летный отряд "Россия". По словам пресс-секретаря управделами президента Виктора Хрекова, за выходные силами "России" были перевезены около 200 пассажиров обанкротившегося перевозчика. "Было выделено два самолета Ту-154, которые перевезли в субботу по маршруту Симферополь - Москва 73 пассажира, а в воскресенье из Анапы в Санкт-Петербург - 106", - пояснил Хреков.
Причины банкротства
Уже в выходные власти начали "разбор" ситуации в "Континенте". 30 июля министр транспорта России Игорь Левитин распорядился задержать самолеты перевозчика и передать в транспортную прокуратуру материалы "по факту необеспечения пассажиров услугами". В Росавиации обратились в Генеральную прокуратуру, чтобы та приняла меры "по факту нарушения прав пассажиров" "Континента". Авиаведомство также договорилось с Транспортной клиринговой палатой России о разрешении на возврат и переоформление билетов.
30 июля в Росавиации также сообщили, что потребовали у гендиректора "Континента" объяснить, по какой причине тот попросил аннулировать лицензию у перевозчика. "Из его невнятных объяснений следовало, что у авиакомпании отсутствуют финансовые средства, что связано с приобретением в собственность самолетов типа Ту-154м, которые ранее арендовались перевозчиком", - говорилось в сообщении. Кроме того, в ведомстве отметили, что в июне текущего года "Континент" проходил сертификацию, "однако на тот период финансово-экономическое состояние эксплуатанта опасений не вызывало".
1 августа Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту мошенничества руководства "Континента" и должностных лиц Росавиации. Максимальное наказание за преступление, предусмотренное частью 4 статьи 159 УК РФ, - десять лет лишения свободы.
В свою очередь, в Росавиации указали, что готовы доказать, что не имеют отношения к банкротству "Континента". В ведомстве опубликовали свое заявление, где указали причины банкротства перевозчика. "В июне 2011 года генеральный директор за счет выручки авиакомпании приобрел в собственность учрежденного им и его супругой ООО 'Авиа Мир Лизинг' нескольких воздушных судов типа Ту-154М", - пояснили в Росавиации. При этом согласие другого акционера (Лейченко) на покупку самолетов получено не было.
На приобретение воздушных судов, как сообщили в Росавиации, была направлена значительная часть выручки, полученная от продажи авиабилетов "Континента" (по данным газеты "Коммерсантъ", в рамках летнего расписания (до 10 сентября) компания продала более 35 тысяч билетов на 10 миллионов долларов). "Данные действия были совершены уже после проведения территориальным управлением Федерального агентства воздушного транспорта проверки финансово-экономического состояния авиакомпании в апреле 2011 года", - подчеркнули в ведомстве.
Пока ни Красильников, ни Лейченко не прокомментировали обвинения Росавиации и действия Следственного комитета.
Ситуация с "Континентом" показала, что российские власти со времен кризиса в AiRUnion научились справляться с задержками рейсов компаний-банкротов оперативнее. Однако реального механизма предотвращения неожиданных банкротств перевозчиков в России так и не появилось.