Иная Россия Интервью с автором идеи о Калининградском федеральном округе

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов предложил президенту РФ Дмитрию Медведеву сделать из самого западного региона страны целый федеральный округ. Автор этой не самой очевидной идеи, местный оппозиционер Соломон Гинзбург объяснил "Ленте.ру", что новый статус губернатора и надбавки к зарплатам и пенсиям калининградцам нужны, чтобы здесь не росли антимосковские и антифедералистские настроения.

"Лента.ру": Вы предлагаете придать Калининградской области статус нового федерального округа. Зачем это вообще нужно?

Соломон Гинзбург: В первую очередь нужен конституционный закон "О Калининградской области Российской Федерации". Именно так он и должен называться. Дело в том, что идет полемика, каким быть этому закону, как он должен называться, и я убежден, что всякие названия типа "О пограничной территории России" либо "О статусе Калининградской области" не пройдут, ввиду того что слабым лидерам всюду мерещится дистанцирование субъектов от России и угроза сепаратизма.

Поэтому мы должны быть чуточку гибче и хитрее и вкладывать содержательные моменты в сам проект. Ну а одна из составных частей этого конституционного закона - это то, о чем вы говорите, но далеко не единственное и далеко не самое главное. Изменить статус области - это не цель, а инструмент для того, чтобы принять те нормативные акты, которые изменили бы уровень жизни.

Дело ведь в том, что проблема Калининградской области не в визах и не в транзите - при всей значимости этих вопросов, а в нарастающих темпах отставания уровня жизни от наших соседей - Литвы и Польши, которые уже в Европейском союзе. Поэтому предполагается и разделение полномочий органов власти, и введение специального коэффициента (для увеличения зарплат и пенсий - "Лента.ру"), учитывающего то, что у нас и таможенные, и железнодорожные тарифы намного выше, чем в остальной части России. Есть и вопросы, связанные с изменением (о чем вы говорите) порядка управления регионом, чтобы губернатор был, независимо от своей фамилии (желательно, чтобы он был беспартийным, конечно), главой этого округа, заместителем главы администрации президента, спецпредставителем президента по ведению переговоров с Европейским союзом.

Потому что всякие приходящие личности типа Рогозина (с 2002 по 2004 годы был спецпредставителем президента по проблемам Калининградской области - "Лента.ру"), Ястржембского (с 2004 по 2008 годы спецпредставитель президента по вопросам развития отношений с Евросоюзом - "Лента.ру") и прочих одноразовых политиков, конечно, нас устроить не могут.

Вы говорили, что новый закон призван защитить местный бизнес от произвола федеральных чиновников.

Совершенно верно. Конечно же, в этом законопроекте присутствует и большая экономическая часть, потому что нас, простите, достала уже эта болтовня на федеральном уровне о дебюрократизации экономики. Мы ее слышим уже 10 лет, надо вести речь, в том числе, и о деэкономизации бюрократии, тут и электронное правительство, тут и вопросы иного, льготного, налогообложения.

Есть тут и международные инициативы, связанные с тем, чтобы граждане Европейского союза приезжали к нам без виз. Это усилит инвестиционную привлекательность западного края России. Совершенно другие должны быть таможенные преференции.

Кстати, я вам хочу сказать следующее: 26 июля исполнилось ровно 10 лет с момента, когда состоялось заседание Совбеза под председательством тогдашнего президента Владимира Путина, целиком посвященное Калининградской области.

Главное решение заключалось в том, чтобы представить основные направления федеральной политики в отношении Калининградской области. У нас говорят, что обещанного три года ждут, уже прошло 10 лет, и никто этого не видел. Дело не в том, что это гостайна или военная тайна. Их просто нет.

Нам надо кончать с этой имитацией. Поэтому хотелось бы инициировать этот импульс снизу, отсюда, учитывая, что мы все-таки федерация. И оппозиция поддерживает этот проект, и я много обсуждал это и с Николаем Цукановым (губернатор Калининградской области - "Лента.ру"), и вот в субботу, в день приезда Медведева мы полтора часа на этот счет общались с Ильей Клебановым. И, по крайней мере, слова "нет" я не услышал.

По этому поводу, кстати, буду общаться в Москве с Михаилом Прохоровым, он позвонил, пригласил. Мне кажется, он тоже заинтересован в восстановлении принципа федерализма.

А Прохоров вам звонил, потому что вы собираетесь возглавить местное отделение "Правого дела"?

У меня были такие предложения, но я, честно говоря, не хочу ничего возглавлять. Если я увижу, что это принесет ощутимую пользу области, то, наверное, придется соглашаться, но кандидатура моих соратников была бы лучше. У меня есть достойные соратники, и вот одного из них, в частности Константина Дорошка, я хочу представить Прохорову.

Я бы, может быть, сосредоточился на выборах в Государственную Думу, если бы мне, конечно, была оказана такая честь по линии партии. Кстати, мне были сделаны предложения по линии Народного фронта, я отказался, потому что это предмет, простите, моей личной гигиены.

То есть Дорошка вы уже обсуждали с Прохоровым?

Нет, Дорошка обсуждали с другими людьми, и я так понимаю, что в администрации президента не вмешиваются, но они в курсе этих переговоров. Я так понимаю, что этот проект ("Правое дело" - "Лента.ру") чисто медведевский, и Дмитрий Анатольевич имеет определенный интерес. Не знаю, будет он баллотироваться или нет, дай Бог, чтоб баллотировался, и если будет баллотироваться, то я с удовольствием готов выступить его доверенным лицом, потому что мы должны выбирать между добром и злом, а не между злом и ужасом, как сегодня.

Вернемся к Калининградской области. Вы сказали о произволе федеральных чиновников, но этот же ваш закон никак не решит проблемы, связанные с региональными чиновниками...

Да, я вас понимаю. Мне в свое время пришлось работать с Юрием Маточкиным, это первый губернатор Калининградской области с 1991 по 1996 год. И я видел, сколько хлопот, сколько проблем нам доставляли федеральные чиновники, которые вообще-то и на карте не могут найти Калининградскую область. Некоторые до сих пор помнят, что подмосковный Королев был Калининградом, и думают, что наш город в Подмосковье находится.

Я еще раз хочу подчеркнуть: чтобы каким-то образом иметь щит от некоторых, простите, дураков, которые не понимают, что же здесь такое делается, и что такое таможенные платежи, и что такое железнодорожные тарифы, губернатор должен иметь особый статус. Я думал, вице-премьера, но полагаю, что лучше заместителя главы администрации президента, учитывая, что он должен иметь и политические определенные функции для того, чтобы вести на паритетных началах переговоры с ЕС.

И тогда, естественно, он будет и координатором тех 50 федеральных органов государственной власти, которые находятся на территории Калининградской области. Но речь не идет о тех федеральных округах, которые были изобретены весной 2000-го года и, по-моему, ничего кроме как коррупцию в постъельцинской России не стимулировали. Кому нужны сейчас округа, скажем, на юге страны, или в Поволжье, или в центре страны, когда и так губернатора практически назначают.

Нам же такая должность нужна, очень нужна. Губернатор чихнуть не может без оглядки на федеральный центр.

А Цуканову вы считаете правильным давать такие расширенные полномочия? Я читал, что им недовольны жители Калининградской области. Только что в интернете было письмо с призывами его уволить за связи с криминалом и кумовством.

Знаете, я имею некоторое отношение к акциям протеста (против экс-губернатора Бооса - "Лента.ру"), которые были в декабре 2009 года и 30 января 2010 года, когда мы сумели собрать 12-тысячный митинг. Если точнее, то 11600 человек присутствовало. Я положа руку на сердце могу вам сказать, что сейчас социальной базы для такого активного протеста, для митингов нет в Калининградской области.

Я не хочу идеализировать Цуканова, у него очень много недостатков, у него очень много ошибок, и иногда приходится ему это высказывать очень жестко, в глаза, иногда он даже и обижается, но "свой волк милее чужого пуделя". Еще одного москвича область просто не переживет.

А то, что произошло с этим письмом... На мой взгляд, нужно почаще проветривать медвежью берлогу. Им-то делать нечего, они сейчас, простите, письками меряются, проводя внутренние праймериз. Лучше бы они сосредоточили свои усилия на подготовке встреч с президентом, на лоббирование через Путина, через ОНФ каких-то важных законодательных инициатив.

Тасуется одна замшелая колода, заляпанная, затасканная. Один Николай Федоров (директор Института социально-экономических и политических исследований, разрабатывающего программу ОНФ - "Лента.ру") чего стоит. Он в свое время заявил, что у Путина теперь два врага: это американцы и калининградцы. Его просто нужно послать на три буквы из Калининградской области, что мы и делаем.

А история с письмом сделана для того, чтобы выбить Цуканова из участия в праймериз, чтобы федеральный центр посчитал, что он нерейтинговый. Думаю, это только на пользу Цуканову пойдет, потому что я ему в свое время сказал: "Вы что, депо создаете, что ли? Зачем вам выступать в качестве паровоза, Николай Николаевич, беря на себя гнев и ненависть к "Единой России" со стороны нормальных калининградцев?" Это внутренний заговор, это действия не оппозиции, это конфликт внутри медвежьей берлоги.

То есть у вас к Цуканову таких претензий, как были к Боосу, нет?

У меня огромные к нему претензии, но сейчас менять Цуканова на кого-то нет никакого смысла, это окончательно дискредитирует федеральный центр, и мне кажется, что Цуканов, прислушивающийся к оппозиции, согласующий с ней свою политику, с оппозицией, - это гораздо лучше, нежели какая-то новая фигура, присланная Путиным из Москвы, которая будет здесь зависеть от своих начальников в федеральном центре, а не от мнения людей, проживающих здесь, потому что он не будет чувствовать энергетику этой земли, этой территории.

Его опять надо будет погружать, как мы это делали лет 5 с Боосом, в наши кардинальные проблемы. А он говорил об игорной зоне, о строительстве нефтеперегонного завода, о строительстве металлургического завода здесь, в Черняховске. Полная чушь.

Ваш проект критикуют из-за того, что некоторые увидели в нем попытку получить дополнительный суверенитет и чуть ли не отделиться от России.

Мы один из 83 субъектов федерации, и прописывать слово "суверенитет" было бы абсурдно. Суверенитет имеет все государство, а не его отдельные части. Другое дело, что мы иная Россия, единственный регион, не имеющий общих границ с остальной частью России, у нас другая политическая судьба.

Что касается сепаратизма. Вы затронули очень важный и очень трудный момент. Вы знаете, я неоднократно проводил исследования, потому что являюсь еще и директором фонда "Региональная стратегия", я сам историк по образованию. У нас нет почвы для сепаратизма этнического, национального. У нас 108 наций и народностей Советского Союза создавали Калининградскую область. У нас нет основы для сепаратизма религиозного, конфессионального.

Но, мне кажется, федеральный центр недооценивает то, что здесь генерируется совершенно новый вид сепаратизма. Когда антипутинские, антибюрократические, античиновничьи настроения, ввиду того что нас продолжают причесывать под один гребень с остальными субъектами федерации, трансформируются в антимосковские и антифедералистские настроения.

И потом, еще премьер-министр Путин в октябре 1999 года, говоря о Калининградской области, сказал, что мы - пилотный регион. У него-то здесь свои корни, вы знаете, и теща, и супруга отсюда. Поэтому надо же от слов к делу переходить. Низкий уровень жизни – это путь к сепаратизму. Если мы будем иметь качество жизни, евростандарты не ниже, чем в Литве, чем в Польше, то у нас не будет никакой базы для сепаратизма, потому что более жизнестойкой будет российская культура. И Москву перестанут ненавидеть, как сегодня.

Вот вы предлагаете отменить визы для граждан ЕС, которые въезжают в Калининградскую область, то есть фактически создать особые условия для области.

Я считаю, что это полностью вписывается в те заявления, которые делают наши сопрезиденты. Дело в том, что сразу Россия и ЕС не могут перейти на безвизовый режим. Нужен какой-то пробный шар, нужен полигон, нужна лаборатория, нужен пилотный регион, которым может выступить только западный край России, Калининградская область.

И это не хотелки, мы действительно вносили поправки и в закон от 18 апреля 1996 года, а это федеральный закон "О въезде/выезде в/из Российской Федерации", и там действительно содержатся тезисы о том, что граждане Европейского Союза в безвизовом режиме посещают Калининградскую область. А как еще создать инвестиционную привлекательность? Ну и что, если мы отменим визы, к нам что, наркотики пойдут? Или все европейские гангстеры сюда приедут? Напротив, это асимметричное решение, мне кажется, сподобит европейских коллег на встречные действия.

Насколько Медведев проникся этой идеей?

Вы знаете, этот проект закона в свое время подписали все депутаты, кроме тех, которые входят во фракцию "Единая Россия". И Боос, уже после митингов, после того, как он стал общаться с оппозицией, 21 мая 2010 года встречался с Медведевым и передал ему этот проект закона, за несколько дней до ростовского саммита 30 мая - 1 июня 2010 года.

Медведев его похвалил. Это мне сам Боос рассказывал после встречи с Дмитрием Анатольевичем. Он сказал, мол, Георгий, ты научился работать с оппозицией, и эта инициатива очень интересная. Мы будем ее изучать.

Потом, во время осенней встречи уже нового губернатора в конце 2010 года с Медведевым, мы немножко модернизировали эту инициативу, и он ее передал и сказал, что вот эта инициатива от той части депутатов, которые не входят в "Единую Россию". Медведев эту инициативу вспомнил и заинтересованно о ней говорил. Когда Дмитрий Анатольевич озвучит эту идею и озвучит ли он ее вообще, позволят ли ему это сделать, я не знаю. Это уже, как говорится, дело руководителей государства, у нас к ним доступа нет. Но с Клебановым мы говорили на этот счет, он относится с пониманием как человек мудрый и влиятельный, в его лице мы, конечно, хотели бы видеть лоббиста этой идеи.

Будет ли выложен целиком проект в интернете?

Он должен быть выработан в правительстве. Например, есть составляющая этого конституционного проекта, он очень объемен, это 28 страниц убористого текста вместе с правовым и финансово-экономическим обоснованием, он называется "Государственная гарантия лицам, проживающим и работающим на территории Калининградской области". Он есть, он существует, я его подготовил еще в 2007 году с моими коллегами.

И, конечно же, тогда еще никто вообще ничего не хотел слышать о конституционном законе. Боос вообще чуть ли не за валидол хватался, когда слышал об этой идее. А потом обстоятельства изменились, и в Москве заинтересованно стали подходить к рамочному конституционному закону "О Калининградской области".

Конечно, я считаю, это прогрессивнее, поэтому нет смысла выкладывать данный проект. Мы бы хотели создать рабочую группу с правительством области, чтобы буквально в течение нескольких недель подготовить его. Мы уже обсуждали с Цукановым эту идею, и будет первое заседание общественно-политического совета, для того чтобы вынести проблему на общественное обсуждение.

А идея с постройкой в области Диснейленда вам как? Вписывается в ваш проект?

Я, честно говоря, не считаю, что она как-то калининградцев затронула, я считаю, что если ты встречаешься с президентом, то ты должен поставить две-три проблемы: безвизовый режим - раз, конституционный закон - два. А грузить Медведева Диснейлендами да Приморским кольцом не надо. На эту тему нужно разговаривать с Набиуллиной. Это не президентский уровень.

Да, и я не очень понимаю эту затею, какая к черту здесь игорная зона, какой Диснейленд, если мы не решим вопрос с безвизовым режимом?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше