"Правое дело" в спешке представило манифест - полуфабрикат своей предвыборной программы. Ознакомившись с его содержанием, сразу можно сказать, что его исполнение невозможно не то что в нынешних условиях монополии "Единой России", но даже при более удачном для других партий раскладе. В то же время и другие участники политической системы, которые, вероятно, окажутся в Госдуме нового созыва, не могут похвастаться более вменяемыми документами.
О форме
Проект манифеста (версия 1.0) появился на сайте "Правого дела" в пятницу, 26 августа. По объему он, впрочем, тянет на полноценную программу. Манифест представляет собой 28 страниц плохо структурированного текста и оформлен так, будто предназначен не для чтения, а для перепечатывания на машинке: в тексте нет ни одного изображения. Написан манифест буквально черным по белому. От "Правого дела" можно было ожидать еще хотя бы желтого, но авторы, очевидно, решили быть максимально лаконичными.
В Европе, где манифесты и программы пишутся для избирателя, эти документы выглядят совсем по-другому. Чтобы иметь представление о такого рода вещах, нужно, к примеру, посмотреть манифесты Консервативной партии Великобритании и Социалистической партии Франции. Консерваторы сейчас находятся у власти у себя в стране, а представитель социалистов с большой долей вероятностью выиграет президентские выборы в 2012 году. "Правое дело" тоже, по словам лидера Михаила Прохорова, хочет претендовать на реальную власть в России, а значит ему следовало бы равняться на мировых лидеров.
Однако пока новые правые равняются на остальные российские партии, которые имеют в своем арсенале похожие программы. Программа КПРФ представляет собой кашу из текста, которую сможет осилить лишь самый отъявленный коммунист. То же самое можно сказать и о программном документе ЛДПР. У "Единой России" новой программы еще нет (ее в начале сентября представит специально созданный Институт социально-экономических и политических исследований, есть лишь попавший в СМИ проект). Программа, с которой единоросы шли на выборы в 2007 году, по форме идентична документам ЛДПР и КПРФ.
Наиболее разумно поступила "Справедливая Россия". Справоросы написали достаточно компактный манифест, а более подробно свои взгляды изложили в объемной программе. Избиратель может ознакомиться с кратким изложением платформы партии, а в случае заинтересованности прочитать ее полный вариант.
О содержании
Документ "Правого дела" опубликовали с опережением графика. Новый член партии, бывший начальник с ВГТРК Александр Любимов признался, что документ выложили раньше времени из-за статьи в "Известиях". В публикации газета рассказала, будто новые правые собрались лишить страну премьер-министра, а именно совместить его должность с президентской, избавиться от Федеральной службы охраны и сделать еще много странных вещей. Михаил Прохоров в ответ заявил, что ничего такого партия не предлагает, а статья - ложная на 90 процентов. Впрочем, после знакомства с официальным документом, предложения из статьи в "Известиях" не кажутся чем-то невероятным.
Вперемешку с размытыми фразами (которые иногда занимают несколько абзацев кряду) "Правое дело" предлагает разрушить действующую вертикаль власти, упразднив полномочных представителей президента в федеральных округах, а также расширив полномочия губернаторов и вернув выборы мэров городов (там, где их уже отменили). Даже если партия Михаила Прохорова пройдет в Думу ( "Правое дело" обещает набрать 15 процентов голосов), ей придется выполнять программные пункты в тесном взаимодействии с "Единой Россией", лидер которой сам и построил эту вертикаль.
Не менее фантастическим выглядит предложение ограничить на два созыва численность правящей партии в Госдуме 226 депутатами (половина состава плюс один мандат). "Единая Россия" сейчас прекрасно чувствует себя с конституционным большинством, и представители партии не скрывают, что в новом созыве хотели бы иметь никак не меньше мест.
Коммунисты за равенство, и мы за равенство. Разница в подходах. Коммунисты за то, чтобы всем раздать поровну. Мы - чтобы обеспечить равные возможности. К примеру, в образовании надо стремиться не к тому, чтобы в каждого ученика обязательно впихнуть набор знаний, утвержденный где-то в министерстве. Мы считаем, что государство должно каждому человеку обеспечить беспрепятственный доступ к качественному образованию.
В целом же манифест "Правого дела", как и программы других партий, построен по принципу "и нашим, и вашим". В нем предлагается расширить полномочия парламента, наделив его правом увольнения чиновников вплоть до премьер-министра, повысить качество жизни, реформировать судебную систему и сделать образование и медицину "действительно бесплатными для гражданина". Кроме того, "Правое дело" считает нужным бесплатно раздавать землю под строительство частных домов и ведение натурального хозяйства. В то же время в манифесте говорится, что "государством должна быть поставлена цель выращивания самого класса предпринимателей".
Соседство условно правых и левых лозунгов Михаил Прохоров объясняет размытостью этих понятий: "Страна живет в стереотипах: 'левый' или 'правый'. А во всем мире уже давно прошла конвергенция". "Правое дело", по его словам, называется правым, поскольку "мы правы".
Понятия действительно размыты. Вроде бы левая КПРФ всерьез озабочена русским вопросом, равно как и либерально-демократическая партия Владимира Жириновского, в программе которой сходу встречается лозунг "Хорошо русским - хорошо всем". "Правое дело", напротив, пытается дистанцироваться от этой темы. Неслучайно до сих пор главе подмосковного отделения Борису Надеждину припоминают его заявления по поводу проблем русского населения в Московской области из-за мигрантов.
Все партии, как одна, отмечают необходимость борьбы с коррупцией. В проекте программы Народного фронта, с которой пойдет на выборы "Единая Россия", говорится, что необходимо "заставить чиновников доказывать легальность доходов и расходов", причем как своих, так и своей семьи. Точно такая же норма присутствует и в программе справоросов. С предложением контроля доходов и расходов чиновников лидер партии Сергей Миронов выступал на встрече с президентом Дмитрием Медведевым, и тогда большинство комментаторов расценили его как призыв к отмене презумпции невиновности.
На самом деле, предложение Миронова в точности повторяет 20-ю статью Конвенции ООН о противодействии коррупции, требующей признать преступлением "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать". За ратификацию этой статьи выступает и КПРФ, и, похоже, ЛДПР, которая в своей программе предлагает пожизненно отрешать от должности "коррупционера-чиновника", а имущество конфисковывать. "Единая Россия" могла бы давно ратифицировать ее самостоятельно, но против выступает правительство во главе с лидером единоросов. "Правое дело" в своем манифесте ограничивается утверждением, что бороться с коррупцией можно будет только после появления в России независимого суда.
В ходе судебной реформы партия предлагает ввести институт выборов мировых судей (сейчас они назначаются представительским органом власти). Добиться независимого суда собирается и "Единая Россия", в программе которой говорится, что гражданам нужно позволить выбирать даже председателей судов. "Справедливая Россия", равно как и партия Прохорова, предлагает ввести административные суды, которые будут рассматривать иски граждан к органам власти. "Должен быть суд, которому подотчетен и президент, и председатель правительства, и рядовой гражданин", - говорится в программе ЛДПР. "КПРФ считает необходимым создать реально независимую судебную систему", - вторят ей коммунисты.
"Правое дело" также считает необходимым разрешить гражданам подавать иски не только к определенному органу власти, но и напрямую к государству. "Государство должно отвечать всем своим имуществом по неисполненным обязательствам и компенсировать нанесенный ущерб в полном объеме вне зависимости от того, каковы параметры утвержденного бюджета", - говорится в манифесте партии. В то же время предлагается дать государству возможность подавать регрессивные иски к чиновникам, из-за деятельности или бездействия которых был нанесен ущерб бюджету. Вроде бы новшество, но ровно то же самое пару месяцев назад придумал петербургский единорос Аркадий Крамарев, который предлагал просто штрафовать чиновников. Правда, его законопроект так и не прошел.
Вообще новых идей в манифесте "Правого дела" почти нет. Даже удивительное по своей абсурдности предложение оставить правящей партии только половину мест в парламенте скопировано из программы ЛДПР. Партия Жириновского предлагала сохранить за большинством 40 процентов мандатов. Причем реализовать такой сценарий невозможно в принципе. Если за партию на выборах проголосует больше 50 процентов избирателей, то получится, что их голоса распределятся в пользу ее конкурентов, что будет нарушением избирательного права граждан.
Намного разумнее выглядит предложение вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму. По мнению "Правого дела", в парламенте должно быть не менее четверти одномандатников. Удивительно, но аналогичное предложение есть и в проекте "народной программы" "Единой России", хотя именно эта партия в свое время ввела пропорциональную систему. Не менее парадоксально выглядит в числе инициатив единоросов возвращение выборности мэров, хотя на примере многих городов России можно видеть, как партия продавливает введение института сити-менеджеров. "Правое дело" и "Справедливая Россия" поддерживают выборы мэров.
В манифесте "Правого дела" несколько раз употребляется слово индустриализация, от которого откровенно веет советским прошлым. "(Мы требуем) восстановления проектной деятельности, планирования и программирования целей страны на государственном уровне". Судя по этому заявлению, партия предпринимателей предлагает вернуть Госплан или его аналог. Эта роль отводится администрации президента. Предложение вполне укладывается в программу КПРФ, которая давно выступает с идеей "социалистической модернизации общества" и национализации всей промышленности, но никак не в манифест либерального "Правого дела".
В конце концов, партия Михаила Прохорова предлагает сформировать новую Европу - от Лиссабона до Владивостока. При этом подряд идут два взаимоисключающих предложения: "Мы не должны вступать ни в ЕС, ни в НАТО. Нам необходима максимальная экономическая интеграция с Европой". Ранее Михаил Прохоров предлагал также ввести на территории России евро, что по действующим правилам невозможно без вступления в Евросоюз. Это предложение можно считать одним из самых радикальных в программе "Правого дела", поскольку с такой инициативой не выступала ни одна из парламентских партий. Целиком экономическую программу партия обещает представить отдельно - в середине сентября.
Свой манифест новые правые заканчивают нарочито пафосно. "Мы никогда не скажем о России "эта страна". Мы говорим о России "наша Родина". И у нас достаточно смелости, ума и политической воли, чтобы защитить ее, - говорится в завершение многостраничного документа. - Мы - партия действия, ежедневных поступков, основанных на долге, совести и чести. Мы знаем, что мы правы. Россия всегда права!"
Впрочем, дочитать до финала суждено далеко не каждому избирателю. Вряд ли многие осилят и программы остальных партий. И хотя Михаил Прохоров как начинающий политик уверен, что выборы - это "конкуренция программ, а не взглядов", функционерам других партий очевидно, что программы ничего не решают. Поэтому они и оформлены так, что читать их невозможно.
Проголосуют же россияне или по зову сердца, или по зову чиновника. Многие через несколько дней после выборов и не вспомнят, за кого проголосовали. А если и вспомнят, спросить с депутатов ничего не смогут. Никто не знает, что они там обещали в своих программах.