Неблагодарные французы Сын российского олигарха продаст газету France Soir за один евро

Александру Пугачеву, сыну известного российского предпринимателя и политика, не удалось вывести из кризиса некогда популярное французское издание France Soir. Пугачев инвестировал с 2009 года в газету 50 миллионов евро, но это не сделало ее рентабельной. Попытка перевести издание в интернет провалилась. В результате Пугачев решил отдать France Soir даром любому заинтересованному инвестору.

Планов громадье

До покупки France Soir об участии Александра Пугачева в медиабизнесе, да и вообще о его интересе к медиапроектам ничего не сообщалось. Сын бывшего владельца "Международного промышленного банка" и "Объединенной промышленной корпорации", экс-сенатора от Тувы Сергея Пугачева принимал участие в управлении компаниями отца, а также был президентом швейцарской Peridot SA, выпускающей элитные часы марки Blu.

Владельцем французской газеты France Soir Александр Пугачев стал в 2009 году, когда за 1 евро приобрел 85 процентов акций издания. На тот момент газета находилась в упадке: если в середине двадцатого столетия ее тираж превышал полтора миллиона экземпляров, то к 2009-му снизился всего до 20 тысяч.

Пугачев планировал вернуть изданию прежнюю популярность и сделать его прибыльным. Он рассчитывал увеличить тираж газеты до 150 тысяч экземпляров. Менее чем за два года Пугачев инвестировал в газету более 50 миллионов евро (в прессе также называется цифра в 60 миллионов евро). В 2011 году Пугачев говорил, что для развития газеты готов вложить в нее еще 20 миллионов евро.

Александр Пугачев. Фото (c)AFP

Александр Пугачев. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Кое-что масштабные инвестиции действительно сделали. Так, к 2011 году аудитория сайта France Soir выросла в 4,5 раза, а число читателей бумажной версии – в 3,5 раза. Тираж издания вырос до 90 тысяч экземпляров, но потом снова начал снижаться. При этом рентабельность газеты оставалась отрицательной. За 2010 год выручка от продаж газеты составила 17 миллионов евро, а эксплуатационные убытки - 31 миллион евро. В ноябре 2010 года Александр Пугачев уволил ранее им же нанятого известного французского медиаменеджера Кристиан Вюльвер и сам начал управлять изданием.

В 2011 году ежемесячный убыток издания составлял миллион евро. В конце августа арбитражный суд Парижа принял решение начать процедуру предотвращения банкротства издания: France Soir получил право не оплачивать долги в течение четырех месяцев.

Бумажный скандал

В сентябре Александр Пугачев выступил с планом сокращения расходов, который возмутил не только журналистов France Soir, но и сотрудников других французских изданий. Владелец газеты заявил, что отказывается от выпуска бумажной версии газеты, сохраняя только электронную. План должен был привести к сокращениям почти 60 процентов персонала - работу потеряли бы 90 журналистов из 130.

В ответ сотрудники объявили о забастовке. В результате акции протеста не вышло несколько номеров газеты. В октябре профсоюз работников France Soir пригрозил, что намерен через суд заставить Александра Пугачева сохранить бумажную версию издания. Журналисты потребовали от владельца отойти от управления бизнесом. Кроме профсоюза, в конфликт вмешался министр культуры Франции Фредерик Миттеран, который заявил, что намерен лично потребовать у Пугачева объяснений.

9 ноября бывший генеральный директор издания Кристиан Вюльвер предложила Пугачеву план спасения газеты с сохранением бумажной версии. Но сам Пугачев его отверг, так как план подразумевал дополнительное инвестирование в издание 20 миллионов евро. Представители предпринимателя заявили, что "план спасения издания уже готов". Подразумевает ли план закрытие бумажной версии, неизвестно.

Скорее всего, этот план не будет реализован. 11 ноября Александр Пугачев объявил в эфире телеканала LCI, что готов за 1 евро продать газету любому, кто возьмет на себя ее долги и сохранит бумажную версию. Сам он больше в медиабизнесе работать не намерен, так как "это оказалось слишком сложно". По его словам, долги издания в настоящее время составляют около трех миллионов евро. В свою очередь, AFP со ссылкой на собственные источники сообщает, что задолженность газеты превышает 10 миллионов.

Закономерный итог

История France Soir началась еще во времена Второй мировой войны, когда она была газетой французского Сопротивления. Первый номер France Soir вышел в 1944 году. В 1953 году ежедневное издание преодолело рубеж в один миллион экземпляров. С середины 50-х годов газета издавалась под девизом "единственная ежедневная газета, чей тираж превышает миллион". Считается, что успех газеты был обеспечен коллективом профессиональных журналистов, большинство которых пришли из подпольной французской журналистики времен немецкой оккупации. France Soir более пятидесяти лет была самой продаваемой газетой Франции.

Важный вопрос, который оставался неразрешенным все это время - зачем российский бизнесмен приобрел французское издание. Сам Пугачев в своих интервью прямого ответа на этот вопрос не давал. Пресса, как французская, так и российская, выдвигает по этому поводу три основных версии.

Первая - экономическая: газету планировалось вывести из убытков и перепродать, когда актив станет более привлекательным. Не совсем понятно, как это должно было произойти, ведь данный актив является непрофильным для семьи Пугачева. И опыта в управлении медиа-активами не было ни у Александра Пугачева, ни у других менеджеров, имеющих отношение к компаниям семьи.

Существовала и вторая версия - политическая. Покупка погибающего издания с правым уклоном - "жест доброй воли" российских властей в адрес правительства Франции. Сергей Пугачев считался одним из российских лоббистов и был членом Совета Федерации до января 2011 года.

Третья версия (самая логичная): газета была для семьи Пугачева не более чем "престижной" покупкой. В таком случае об эффективном управлении действительно говорить не стоило, и единственная надежда была на то, что инвестиции в некогда популярное французское издание окупятся. Но против новых владельцев, похоже, выступил сам французский медиа-рынок.

Бумажные газеты стремительно теряют популярность во Франции, а рекламодатели уходят в интернет. Ежегодно рынок интернет-рекламы в стране растет более чем на семь процентов, в то же время тиражи изданий падают. Не исключено, что трагическое положение некогда популярной France Soir - просто отражение тенденций рынка, и план спасения ее с помощью миллионных инвестиций изначально был провальным.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше