В среду президент РФ Дмитрий Медведев озвучил в эфире федеральных каналов план противодействия американской противоракетной обороне в Европе. По сути, он не сказал ничего нового: значительная часть мер, которые предлагает президент, и без его специального решения должна была быть воплощена в жизнь до конца 2011 года. США в ответ на выступление Медведева отказались менять свою программу ПРО, а западные СМИ связали речь российского президента с грядущими парламентскими выборами.
Предыстория
Конфликт между США и Россией по поводу ПРО разгорелся в 2007 году, еще при Джордже Буше-младшем. Тогда НАТО начало официальные переговоры о размещении элементов ПРО в Польше и Чехии. Несмотря на давление со стороны России, которая воспринимала американский проект как угрозу национальной безопасности, и недовольство самих чехов и поляков, в 2008 году американцы достигли договоренностей с этими восточноевропейскими странами. Однако 17 сентября 2009 года, когда президентом стал Барак Обама, США отказались от идеи размещать наземные ракеты-перехватчики и радиолокационные станции на территории Чехии и Польши. В ответ на это и Россия заморозила свою ответную программу, а Обама выразил надежду, что паранойя, которую Россия проявляет в вопросе ПРО, поутихнет.
Взамен радаров и ракет Америка решила развернуть более дешевый вариант ПРО, основой которого стали системы морского базирования Aegis. К ноябрю 2011 года США достигли соглашения о размещении ПРО с Испанией, Румынией, Турцией и Польшей. Начать программу предполагалось в 2012 году, а закончить - к 2018-му.
Сворачивание первой программы ПРО совпало с "перезагрузкой" отношений между Россией и США, а также с восстановлением сотрудничества России с НАТО. На саммите Россия-НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года обсуждался вопрос ПРО, и альянс выразил готовность рассмотреть российские предложения (хотя уже тогда было ясно, что создание совместной системы ПРО маловероятно).
В октябре 2011 года будущий посол США в России Майкл Макфол рассказал о тупике в российско-американских переговорах по поводу ПРО и заявил, что Вашингтон не готов предоставить Москве юридических гарантий того, что система не будет ограничивать российские ядерные силы. В Кремле стали готовить "дешевый, но эффективный" ответ на слова Макфола. По данным "Коммерсанта", именно тогда и появился черновой вариант обращения Дмитрия Медведева, при этом долгое время шла работа над его ужесточением.
Обращение
Медведев в своем специальном обращении выразил озабоченность по поводу американской системы, напомнил, что в прошлом ноябре в Лиссабоне он предлагал НАТО создавать совместную с Россией систему ПРО, и, самое главное, рассказал, какие решения он принял в связи с этим. Решения по большей части предлагают лишь ускорить осуществление мер, которые начали воплощать в жизнь еще несколько лет назад.
Во-первых, президент поручил Минобороны "незамедлительно" ввести в боевой состав радиолокационную станцию (РЛС) боевого предупреждения о ракетном нападении в Калининграде. О строительстве РЛС в Калининградской области стало известно еще осенью 2008 года, когда формировался Гособоронзаказ на 2009 год. Тогда РЛС должна была стать ответом на планы США разместить в Чехии мощный радар, от которых отказались в сентябре 2009 года. Ориентировочным сроком введения калининградской РЛС в эксплуатацию называли 2011-2012 год, а в октябре 2011 года командующий космическими войсками России генерал-лейтенант Олег Остапенко заявил, что РЛС будет поставлена на опытно-боевое дежурство еще до конца 2011 года. То есть, если Минобороны незамедлительно выполнит поручение президента, то оно чуть больше чем на месяц опередит собственный план.
Во-вторых, Медведев пообещал усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил в рамках создания системы воздушно-космической обороны. О создании системы воздушно-космической обороны, среди задач которой упоминалось предупреждение, обнаружение, уничтожение, подавление и прикрытие объектов, президент объявил Федеральному собранию еще в ноябре 2010 года (а среди задач развития военной организации оно упоминалось еще в военной доктрине в феврале 2010 года), причем в июле 2011 года создание системы уже завершилось. В июле же было объявлено, что на боевое дежурство воздушно-космическая оборона заступит к 1 декабря этого года - то есть уже через неделю.
В-третьих, президент пообещал оснащать стратегические баллистические ракеты новыми боевыми блоками и "перспективными комплексами преодоления ПРО". Как отмечает "Коммерсантъ", разработка "перспективных комплексов преодоления ПРО" началась в СССР в 1980-е годы и с тех пор не прекращалась.
В-четвертых, Медведев поручил вооруженным силам разработать меры, позволяющие разрушить информационные и управляющие средства системы ПРО - и подобные меры тоже разрабатываются со времен "холодной войны".
Медведев подчеркнул, что предлагаемые им меры адекватны, эффективны и малозатратны. Стоит отметить, что вопрос "дешевизны" российского ответа американской ПРО упоминался и на предыдущем этапе этого конфликта в 2008 году.
В том случае, если первые четыре меры окажутся недостаточными, Медведев пригрозил разместить на юге и западе России "современные ударные системы вооружений", которые могли бы поразить европейскую ПРО. В частности, Россия может развернуть комплексы "Искандер" в Калининградской области. Опять же, все это уже говорилось при обсуждении первой американской программы по разворачиванию ПРО в Восточной Европе. Так, Медведев в ноябре 2008 года обещал разместить "Искандеры" в Калининградской области, но в сентябре 2009 года, после отказа США от восточноевропейской ПРО, Минобороны отказалось от "Искандеров" в этом регионе.
Наконец, Медведев озвучил угрозу выхода Москвы из договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Соглашение об СНВ президенты России и США подписали в апреле 2010 года, Госдума РФ ратифицировала его в январе 2011-го (оговорив, в том числе, условия выхода России из договора), а в силу договор вступил в феврале 2011 года. С тех пор Россия угрожала выйти из СНВ как минимум дважды: в мае и июле этого года.
Реакция
Реакция США на заявление Медведева была предсказуемой. Вашингтон отказался пересматривать программу ПРО и напомнил, что ПРО направлена против Ирана, а не против России. Медведев в своем обращении, конечно, коснулся того, что страны НАТО постоянно это повторяют, однако, по мнению президента, они просто "успокаивают" Россию на уровне исполнительной власти, ничего не делая на уровне власти законодательной.
Отреагировали на обращение Медведева и западные СМИ. Так, корреспондент канала Sky News высказал предположение, что американские чиновники могут считать, что заявление Медведева является предвыборным ходом (Медведев является не только президентом РФ, но и возглавляет список "Единой России" на грядущих 4 декабря выборах в Госдуму) и рассчитано исключительно на россиян. Такое же мнение эксперта вашингтонского Брукингского института приводит The Wall Street Journal. Связала обращение президента с грядущими парламентскими выборами и немецкая Der Spiegel. Российские журналисты, конечно, тоже не отказались увидеть подобную связь, хотя, по словам постоянного представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина, которого цитирует РИА Новости, предвыборной подоплеки в речи Медведева не было.
Обращение Медведева уже привело как минимум к одному последствию для США. Как сообщил в своем твиттере Дмитрий Рогозин, из-за речи российского президента дипмиссия США при НАТО вышла на работу в праздник - День благодарения.