Второй за двадцать лет В непризнанном Приднестровье сменился президент

25 декабря в непризнанной республике Приднестровье прошел второй тур президентских выборов. В нем участвовали бывший и действующий спикеры парламента: Евгений Шевчук и Анатолий Каминский. Победителем объявлен Шевчук: по данным ЦИКа, он получил около 74 процентов голосов. Каминский, которого на выборах открыто поддержала Москва, набрал гораздо меньше - около 20 процентов. Действующий президент Игорь Смирнов, руководивший республикой на протяжении 20 лет, на этот раз сохранить за собой президентское кресло не смог: из борьбы он выбыл уже в первом туре.

Помешать президентству Шевчука теперь могло бы противодействие со стороны проигравших. Списывать их со счетов не стоит. Оба - фаворит Москвы и президент, пока что сохраняющий полномочия - при желании могли бы как минимум сильно осложнить победителю приход к власти.

Можно вспомнить недавние выборы в Южной Осетии. Там победу одержала кандидат от оппозиции Алла Джиоева, однако занять президентское кресло она так и не смогла: власти, действуя по просьбе проигравшего кандидата (главы МЧС Анатолия Бибилова, пользовавшегося поддержкой в российском руководстве), результаты выборов аннулировали. Джиоева в ответ вывела сторонников на "майдан" и вынудила власти пойти на кое-какие уступки (в частности, оппозиционерку допустили до повторных выборов). Но отстоять свою победу она так и не смогла.

В Приднестровье ситуация для победителя пока вроде бы складывается благоприятно. В предвыборном штабе Каминского еще до объявления официальных результатов голосования (когда были известны лишь предварительные данные, свидетельствовавшие, что Шевчук побеждает с большим отрывом) признали поражение. "Разрыв между конкурентами значительный, что позволяет нам говорить о поражении во втором туре выборов. Мы заняли почетное второе место", - констатировал представитель штаба Сергей Мельниченко.

Сам Каминский заявил, что против него "работал весь административный ресурс", но победу Шевчука все же признал. В предвыборном штабе спикера, комментируя ситуацию, предположили, что оспаривать итоги голосования не будут.

Что касается Игоря Смирнова, то он еще после поражения в первом туре пытался аннулировать результаты голосования (обратившись с соответствующей жалобой в ЦИК). Попытка провалилась: для того чтобы пересмотреть итоги выборов, влияния президента, на котором Москва фактически поставила крест, оказалось явно недостаточно. У уходящего президента были, конечно, и другие возможности: сторонники Смирнова, к примеру, предложили ему ввести в Приднестровье чрезвычайное положение (заявив при этом, что республике угрожает "переворот").

Смирнов, однако, на это не пошел. Попытка удержать власть силой стала бы фактически вызовом Москве, которая за последнее время неоднократно давала понять, что видеть Смирнова в президентском кресле больше не желает. Попытавшись баллотироваться на новый срок, действующий президент уже столкнулся с уголовным делом, заведенным против сына (в России его обвинили в хищении гуманитарной помощи, направленной в республику), замечаниями со стороны Геннадия Онищенко (заявившего, что у его ведомства имеются вопросы к качеству приднестровского алкоголя) и снятием невестки с выборов в Госдуму (в вину ей поставили наличие тройного гражданства - сама она заявляла, что имеет лишь российский паспорт). Незадолго до первого тура выборов "Коммерсантъ" писал, что у российской стороны на случай победы Смирнова заготовлены и другие меры воздействия, которые могут затронуть как самого президента, так и республику в целом (среди прочего были названы "замораживание корреспондентских счетов Приднестровья в российских банках" и вызов Смирнова-старшего на "беседу" по уголовному делу его сына).

Очевидно, что в этом противостоянии президент, оказавшийся неугодным российскому руководству, рано или поздно проиграет. Вероятно, он это уже понял. Признаков того, что Смирнов готов продолжать борьбу за президентство, в последнее время уже не наблюдается. Как стало известно, даже в голосовании во втором туре выборов уходящий президент участвовать не стал.

Тем не менее, победитель выборов, очевидно, не желая испытывать судьбу, планирует провести инаугурацию побыстрее. Вступить в должность избранный президент, как сообщили в ЦИКе, может в течение 30 дней. Сам Шевчук, однако, уже сообщил, что намерен занять президентское кресло еще до наступления нового года.

Евгений Шевчук является местным уроженцем, имеет несколько высших образований (среди прочего он окончил Приднестровский государственный университет, Академию управления МВД России и Дипломатическую академию МИД Украины). В 1990-е годы работал в органах милиции. Позднее перешел в бизнес: работал в крупнейшей в Приднестровье финансово-промышленной группе "Шериф" (которая владеет супермаркетами, автозаправочными станциями, издательским домом, а также является хозяином коньячного завода, хлебокомбината и нефтебазы).

С 2006 по 2010 годы Шевчук был лидером партии "Обновление" (которая также связана с упомянутой группой "Шериф"). Примерно в тот же период он занимал пост спикера парламента Приднестровья (в 2005-2009 годы). Обеих должностей он лишился после конфликта с Игорем Смирновым. В 2009 году депутаты во главе с Шевчуком попытались провести поправки в конституцию, усиливавшие власть парламента. Однако столкнувшись с сопротивлением президента и лояльных ему общественных организаций (который в ответ начали сбор подписей за роспуск парламента), депутаты законопроект отозвали. Шевчук подал в отставку с поста спикера, а вскоре был смещен и с поста председателя "Обновления" (в прессе последнее расценивали как следствие того, что поддерживающие партию бизнесмены после некоторых разногласий с властью Приднестровья вновь нашли с ней общий язык).

С уходом Шевчука и пост спикера парламента, и место лидера партии "Обновление" достались Анатолию Каминскому. Учитывая, что партия ранее заключила договор о сотрудничестве с "Единой Россией", ее руководитель вполне мог рассчитывать, что на выборах Москва поддержит его кандидатуру. Так и произошло. Сначала в пользу Каминского высказались депутаты Госдумы от ЕР Сергей Марков и Максим Мищенко. Затем подключился и глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Он заявил, что Каминский "может быть достойным кандидатом" и что программа его партии - "реальная и конкретная" (по поводу Смирнова Нарышкин заявил, что его попытка баллотироваться на новый срок - "ошибочный шаг").

По большому счету, выбор между Каминским и Шевчуком для России не критичен. Как и на выборах в Южной Осетии или Абхазии, это выбор между пророссийскими кандидатами (других в зависимых от России республиках просто нет). Собственно, в Москве уже дали понять, что поражением Каминского не огорчены и что вполне довольны предстоящим уходом впавшего в немилость Смирнова. "Главная задача решена: Смирнов больше не президент, - заявляет в интервью "Коммерсанту" высокопоставленный собеседник в российском МИДе. - В этой ситуации нам все равно, кто именно будет избран следующим руководителем республики, Шевчук или Каминский".

Тем не менее, факт остается фактом: за последнее время уже второй фаворит Москвы (сначала в Южной Осетии, затем - в Приднестровье) терпит поражение на выборах. Бибилов в Южной Осетии проиграл с разницей более чем в 15 процентов, в Приднестровье отрыв Каминского от победителя оказался еще больше - более 50 процентов. В этой ситуации можно попытаться продавить своего фаворита (как это было, например, в Абхазии в 2004 году), уговорить победителя отказаться от победы (как это было недавно в Южной Осетии) или же просто признать победителя. Судя по реакции российского МИДа и отказу Каминского от дальнейшей борьбы, российская сторона на этот раз, похоже, выберет последнее.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше