Генерал Мороз Зарубежные СМИ стали терять интерес к российским митингам

Зарубежная пресса, подробно освещавшая декабрьские митинги за честные выборы, в новом году стала терять интерес к российским событиям. Материалы, посвященные акциям 4 февраля, оказались менее подробными, чем предыдущие статьи о российских митингах. Некоторые издания вообще написали только об акции на Болотной, полностью проигнорировав Поклонную гору.

Россия не единая

"Разделенная Россия: противоборствующие митинги в споре о судьбе Путина на московских улицах" - под таким заголовком вышел в британской The Times материал, посвященный как анти-, так и пропутинским акциям 4 февраля. Но несмотря на такой заголовок, газета уделила куда больше внимания Болотной площади, чем Поклонной горе.

Обстоятельнее всех к прошедшим митингам отнеслась немецкая Der Spiegel: издание посвятило по отдельной статье как сторонникам, так и противникам Путина. В материале, посвященном акции на Болотной площади, Der Spiegel вспоминает о том, что "генерал Мороз" на протяжении российской истории не раз был "союзником Кремля" - в борьбе с Наполеоном и фашистами. Однако на этот раз суровая погода не помогла российским властям, и десятки тысяч протестующих все равно вышли на улицы. При этом в статье про акцию на Поклонной "генерал Мороз" не упоминается.

The New York Times говорит об "антиоранжевом" митинге как о результате работы российских властей: "В этот раз российская власть подготовилась, организовав одновременный и тоже многочисленный митинг в защиту мистера Путина", - пишет газета в статье>, на которую сослался в своем твиттере Джон Маккейн, предупреждая российского премьер-министра об угрозе "арабской весны".

Обратив внимание на то, что у оппозиции нет лидера и реального политического веса (об этом же, кстати, пишет и испанская El Pais), и приведя пару высказываний участников митинга на Болотной, американское издание рассказывает об акции на Поклонной горе. В частности, The New York Times, как и Der Spiegel, приводит слова из выступления Сергея Кургиняна о том, что российские протесты - результат приезда в Москву нового посла США Майкла Макфола.

Открыть фотогалерею "Против 'оранжевых'"

Открыть фотогалерею "Против 'оранжевых'"

Lenta.ru

О том, что Кремль в борьбе с протестующими разыгрывает антиамериканскую карту, пишет и The Wall Street Journal. Статья, в заголовок которой вынесен "антиамериканизм", посвящена не только и не столько митингам 4 февраля, сколько вообще поведению российской власти в последние недели - заявлениям СК РФ о поддельных видео и статье Дмитрия Рогозина в "Известиях", передачам про Путина на российском ТВ и т.д. При этом, отмечает издание, американская тактика может не сработать, когда миллионы россиян привыкли не доверять телевидению, а искать информацию в интернете.

Зарубежные издания (как, впрочем, и отечественные), отмечают, что участники митинга на Поклонной не очень охотно разговаривают с журналистами. Однако The New York Times удалось получить комментарий 65-летнего Анатолия Комарова: "Россия - успешная страна. У меня хорошее финансовое положение; моя пенсия - 12 тысяч рублей. Для вас это смешная сумма, но мне ее хватает". А американский журнал Time рассказывает о 25-летней Екатерине, работающей на почте, которую заставили прийти на пропутинский митинг.

Пишут иностранные СМИ и о том, что на Поклонную людей свозили на автобусах, что за участие в митинге им платили - или задействовали административный ресурс. "Там были, как и ожидалось, люди, которым заплатили за участие; люди, которые пришли "по инициативе" своих работодателей; люди, которые плохо говорят по-русски; и люди, которые были не совсем трезвы. Но там было и много людей, действительно поддерживающих Путина - потому, что они не видят ему альтернативы, или потому, что он им правда нравится", - пишет Юлия Йоффе в The New Yorker. Однако, по ее мнению, по большей части этот протест является "фальшивым" - и то, что власть отвечает на общегражданские акции за честные выборы именно таким образом, влияет на нее наихудшим образом.

Та же самая Йоффе в Foreign Policy удивляется "апокалиптическим" образам в речах с Поклонной горы (например, высказыванию Максима Шевченко о том, что оппозиция хочет утопить страну в крови), ведь протестующие настроены исключительно мирно. По ее мнению, это указывает на то, что власть боится и не понимает оппозиционеров.

Британская The Independent обращает внимание на то, что атмосфера на антипутинском митинге была намного более спонтанной, чем на Поклонной горе, и плакаты были в основном нарисованы самими участниками - в то время как на провластной акции власти и плакаты участникам централизованно раздавали.

Занимательная математика и фактчекинг

Открыть фотогалерею "Мы будем приходить еще"

Открыть фотогалерею "Мы будем приходить еще"

Lenta.ru

Европейская пресса обратила внимание в основном на мороз и несоответствие между количеством митингующих, названным полицией, и оценками очевидцев. Большинство изданий (например, итальянские La Repubblica и Il Giornale, французская Le Figaro) выносят в заголовок протесты против Путина, а вовсе не митинг на Поклонной горе, и говорят о 120 тысячах оппозиционеров (эту цифру назвал один из организаторов митинга Владимир Рыжков) - иногда, впрочем, уточняя, что, по данным полиции, на мороз ради честных выборов вышли около 40 тысяч человек.

Il Giornale, несмотря на дружбу между Путиным и Сильвио Берлускони (чей брат Паоло владеет изданием), о митинге на Поклонной горе вообще не упоминает. Умалчивает об "антиоранжевой" акции и британская The Guardian.

О спаде интереса к российским событиям говорят и досадные ошибки, которые допускают в своих статьях весьма уважаемые издания. Так, итальянская газета Il Fatto Quotidiano назвала Григория Явлинского Виктором, а по мнению британской The Daily Telegraph, следующая акция оппозиции запланирована на 26 февраля, "за две недели до президентских выборов" - тогда как выборы состоятся 4 марта, то есть через неделю после названной даты. При этом издание резонно отмечает, что акция, заявленная под названием "За честные выборы", оказалась в итоге в первую очередь акцией против Путина: остальные СМИ забывают об изначальном лозунге организаторов.

Но куда более грубую и показательную ошибку допустил The Washington Post: издание написало, что наиболее зажигательную речь на Болотной произнес Алексей Навальный - в то время как на самом деле блогер от выступления отказался, чтобы митинг не получился слишком длинным. Это не удивительно: Навальный в принципе является одним из любимых героев зарубежной прессы. Итальянская Corriere della Sera вообще называет протестующих "народом Навального" (хотя, впрочем, газета затем упоминает и "других оппозиционеров").

Конечно, героизм граждан России, вышедших суровой зимой выразить свою гражданскую позицию, заслуживает внимания зарубежных журналистов, но это уже далеко не первая акция как за, так и против Путина - и куда интереснее для их читателей оказываются свои собственные морозы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше