Во Владивостоке открылось постоянное автомобильное движение по мосту через бухту Золотой Рог, одному из крупнейших в мире подобных сооружений. Торжественное открытие моста состоялось 11 августа, однако в течение двух дней по нему можно было передвигаться только пешеходам. Открытию проезда через Золотой Рог предшествовал скандал, причиной которого стало сообщение УГИБДД по Приморскому краю о несоответствии проездов на мосты Владивостока требованиям к безопасности дорожного движения.
Мост через бухту Золотой Рог, идея строительства которого впервые была выдвинута в конце XIX века, входит в десятку самых длинных вантовых сооружений в мире. В 1969 году строительство моста было включено в генеральный план застройки Владивостока, однако реализация проекта началась только в 2005 году, когда было подписано постановление правительства Приморского края. Разработкой проекта занимались организации "Ленгипротранс", "Приморгражданпроект" и немецкая Leonhardt, Andre und Partner во главе с "Гипростроймост - Санкт-Петербург".
В 2008 году власти Приморья подвели итоги тендера на строительство вантового моста через Золотой Рог. Генеральным подрядчиком стала "Тихоокеанская мостостроительная компания". Строительство моста велось в шесть этапов, включая сборку мостовых блоков на Находкинском судоремонтном заводе; ванты были произведены французской компанией Freyssinet International & Cie. В целом на проект, приуроченный к саммиту АТЭС-2012, из российского бюджета было потрачено почти 20 миллиардов рублей.
Протяженность мостового перехода составляет 2,1 километра, а высота сооружения над зеркалом воды - 65 метров. Длина главного пролета моста через бухту Золотой Рог равна 737 метрам, а высота пилонов - 226 метров. Сооружение, строительство которого завершилось весной 2012 года, получило шесть полос движения автомобильного транспорта и веерную схему вант. Мост через Золотой Рог соединил центр Владивостока с мысом Чуркин; теперь автомобилисты смогут добраться из одной точки в другую менее чем за 15 минут.
Мост на остров Русский (Россия): длина пролета 1104 метра;
Мост в Сутуне (Китай): пролет 1088 метров;
Мост Stonecutters (Гонконг): пролет 1018 метров;
Мост E'Dong (Китай): 926 метров;
Мост Татара (Япония): 890 метров;
Мост Нормандии (Франция): 856 метров;
Мост Jinqyue (Китай): 816 метров;
Мост Incheon (Южная Корея): 800 метров;
Мост через Золотой Рог (Россия): 737 метров;
Мост через Янцзы (Китай): 730 метров.
Строительство моста было приостановлено 12 декабря прошлого года из-за пожара - загорелась опалубка на высоте 64 метров. Площадь пожара составила около 500 квадратных метров; огонь удалось потушить только к утру 13 декабря. Следствие оценило ущерб от пожара в 500 миллионов рублей. Причиной возгорания опалубки было названо нарушение правил безопасности при проведении сварочных работ; обвинение следователи предъявили сотруднику компании ООО "СпецМонтаж-ДВ".
10 августа во Владивостоке разгорелся еще один скандал, центром которого вновь стал мост через бухту Золотой Рог. УГИБДД России по Приморскому краю опубликовало сообщение, в котором говорилось о результатах проверки участков дорог, примыкающим к мосту и низководной эстакаде "Де-Фриз-Седанка". Инспекторы проверили дороги на соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Так, приморская ГИБДД выяснила, что на эстакаде к мосту через Золотой Рог не завершено строительство надземных пешеходных переходов, отсутствуют пешеходные ограждения, освещение, дорожные знаки, разметка и тротуары. Аналогичные нарушения были обнаружены и на участке низководного мостового перехода по маршруту "Де-Фриз-Седанка - бухта Патрокл". На участке "Де-Фриз-Седанка - мостовой переход через бухту Золотой Рог" не была завершена реконструкция надземного пешеходного перехода и отсутствовало барьерное ограждение на разделительной полосе.
При этом УГИБДД по Приморскому краю сетовало на то, что направило в администрацию Владивостока, Департамент дорожного хозяйства Приморского края и "Тихоокеанскую мостостроительную компанию" акты о неготовности мостов к открытию, однако ответов не получило. Любопытно, что спустя несколько часов после сообщения УГИБДД по Приморскому краю Госавтоинспекция МВД России его опровергла. При этом ведомство заявило, что сотрудник ГИБДД, разместивший "информацию под заголовком, искажающим суть материала", может лишиться своей должности.
Церемония открытия моста через бухту Золотой Рог и низководной эстакады состоялась 11 августа 2012 года, как и планировалось ранее.
Всего к саммиту АТЭС, который состоится во Владивостоке в сентябре 2012 года, в городе были построены два вантовых моста и одна низководная эстакада. Второй мост - на остров Русский. Он имеет самый длинный в мире пролет - 1104 метра при общей длине 3,1 километра. Высота его пилонов составляет 324 метра. Мост оборудован четырьмя полосами движения, а его высота над зеркалом воды составляет 70 метров. Торжественное открытие этого сооружения состоялось 2 августа 2012 года. На проект строительства моста на остров Русский было потрачено 32,2 миллиарда рублей.
Возведение этого сооружения тоже не прошло благополучно. В середине июня текущего года после долгих проливных дождей произошло обрушение участка трассы "Седанка-Патрокл", ведущей к мосту на остров Русский. Эту трассу называют "дорогой к саммиту АТЭС": по ней из аэропорта на остров Русский будут ехать участники саммита. В результате обрушения участка дороги площадью 750 квадратных метров были завалены несколько частных гаражей. Размытую дождями трассу удалось полностью восстановить за две недели.
По оценке администрации Владивостока, открытие вантовых мостов и низководной эстакады позволит значительно разгрузить сам город. Теперь автомобилисты, чтобы попасть на остров Русский или на мыс Чуркин, будут двигаться в объезд города. Заблудившимся или заехавшим в центр города по ошибке автомобилистам первое время будут помогать дежурные отряды ДПС.
В целом на строительство объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке в период с 2008-го по 2012 год было выделено 679,3 миллиарда рублей. По данным Счетной палаты России, 32,3 процента указанной суммы были выделены из бюджета, а оставшиеся деньги пришли из внебюджетных источников. Вантовые мосты Владивостока получились масштабными и красивыми, однако не факт, что участники саммита АТЭС смогут на них полюбоваться, по крайней мере вблизи: синоптики говорят, что в сентябре Владивосток ожидают тайфуны, при которых эксплуатация высоких мостов будет просто запрещена.