В России за девять месяцев 2012 года произошло свыше 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых стали более 20 тысяч человек. Причем как количество аварий, так и уровень смертности на российских дорогах от года к году продолжает расти. Правительство готово тратить на повышение безопасности на дорогах десятки миллиардов рублей. МВД же предлагает обязать пешеходов носить одежду со светоотражающими элементами и светящиеся в темноте браслеты.
Дороги в России не только ощутимо хуже, чем в странах Европы (да и многих странах Азии), но и намного опаснее. По данным, указанным в проекте федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», в России в дорожных авариях гибнет в пять раз больше людей, чем в Нидерландах, и в два раза больше, чем в Чехии. При этом в России на тысячу человек в среднем приходится 271 автомобиль (по данным на июнь 2012 года), в Нидерландах — 523, а в Чехии — 485.
Российский рынок автомобилей неуклонно растет, и, по прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вскоре обойдет Германию и окончательно освоится на первом месте в Европе. По итогам 2012 года в России может быть продано 2,85 миллиона легковых и легких коммерческих машин. При этом с ростом благосостояния населения (а спросом пользуется все большее количество иномарок) неуклонно продолжает расти как число дорожных аварий, так и связанная с ними смертность.
По данным с сайта ГИБДД, за январь-сентябрь 2012 года число ДТП в России выросло на 4,3 процента, а количество погибших — на 2,1 процента. Для сравнения, за весь 2010 год в России зафиксировано 199,43 тысячи ДТП с 26,56 тысячи погибших. В 2011 году число аварий выросло на 0,2 процента — до 199,86 тысячи, а количество погибших — на 5,2 процента (до 27,95 тысячи человек).
Так вот, в рамках федеральной целевой программы повышения безопасности на дорогах российские власти надеются к 2020 году сократить смертность в результате ДТП на 25 процентов. Таким образом, в идеале через семь лет Россия придет к отметке в 19,92 тысячи погибших ежегодно.
По данным общественной организации «Движение без опасности», на которую ссылается «Российская газета», шансы погибнуть в аварии на российских дорогах у водителей, пассажиров и пешеходов примерно равные. При этом очевидно, что пешеходы в этом вопросе являются наименее защищенной категорией граждан.
Так, с января по сентябрь 2012 года в России произошло 43,38 тысячи ДТП с участием пешеходов, в которых погибли 5323 человека, а еще 40,4 тысячи получили ранения. При этом виновниками почти половины аварий (19,14 тысячи ДТП) стали сами пешеходы. Впрочем, по данным ГИБДД, общее число ДТП по вине пешеходов по сравнению с 2011 годом сократилось на 6,6 процента, а количество погибших в таких авариях — на 5,2 процента.
Число ДТП по вине водителей, наоборот, продолжает расти. За девять месяцев текущего года этот показатель составил 132 тысячи случаев, что на 6,4 процента хуже уровня аналогичного периода прошлого года. Число погибших и раненых выросло на 4,2 и 6,9 процента соответственно.
Самым безопасным федеральным округом России является Северо-Кавказский. Там за девять месяцев 2012 года количество ДТП выросло всего на один процент (до 5104 случаев). Количество погибших при этом сократилось на 9,9 процента — до 1260 человек. Наиболее благополучным регионом стал Дагестан, где аварии сократились на 10,4 процента (до 1027 случаев), а число погибших — на 13,2 процента (до 376 человек). Слегка омрачает статистику рост ДТП в Ингушетии (плюс 28,9 процента), однако число погибших сократилось и там — на 21,1 процента.
Существенно выросло число погибших на Урале — на 15,9 процента (до 1803 человек). При этом число ДТП составило 13,5 тысячи, что на 4,3 процента хуже показателей 2011 года. В целом динамика по регионам округа негативная. Большинство ДТП приходится на Свердловскую (4004), Челябинскую (3599) и Тюменскую области (2597), а число погибших в этих регионах выросло на 21, 26 и пять процентов соответственно.
Наибольший рост аварий ГИБДД зафиксировала в Калмыкии — 60,1 процента (485 случаев). При этом число погибших там сократилось на 14 процентов до 67 человек. Одновременно выросло количество пострадавших — на 86 процентов, до 735 человек.
Наиболее заметно (на 17,4 процента) число аварий сократилось на Чукотке. К тому же бывшая вотчина Романа Абрамовича может похвастаться самой низкой аварийностью в России вообще (всего 19 ДТП) и полным отсутствием смертности на дорогах. Для сравнения, в 2010 году в 20 ДТП в регионе погибли пять человек, а в 30 авариях 2011 года — два человека.
Лидерами по числу аварий, как и положено, остаются самые густонаселенные регионы — Москва и Московская область. На них приходится 9019 и 6819 ДТП соответственно. Причем область, в отличие от столицы, в 2012 году показывает совсем неплохую динамику: число аварий сократилось на 8,8 процента, смертность упала на 3,8 процента (до 1251 человека), и на 8,8 процента (до 8597 человек) уменьшилось количество пострадавших.
Москва же выдает плохую статистику второй год подряд. Если в 2010 году столица улучшила показатели по всем параметрам (количество ДТП, смертность и число пострадавших), то в 2011 году все данные по аварийности вновь выросли. Отчетность по 2012 году подводить пока рано, однако можно предположить, что негативная динамика по итогам декабря сохранится. За январь-сентябрь рост числа ДТП в столице составил 5,4 процента, смертность подскочила на 11 процентов (до 587 человек), а количество раненых — до 10,5 тысячи (на 6,9 процента).
Дети в светоотражающих жилетах. Фото ИТАР-ТАСС, Сергей Майоров
За последнее время российские власти выступили с целым рядом инициатив по повышению безопасности на дорогах. Правительственная целевая программа, в частности, предлагает обеспечить все российские регионы дорожными камерами фотовидеофиксации нарушений ПДД. По словам замначальника Главного управления МВД по обеспечению безопасности дорожного движения Владимира Кузина, которого цитирует «Российская газета», в 63 российских регионах сегодня работают 2200 стационарных дорожных камер. Из них 185 приходится на Москву, уже в ближайшую неделю число камер в столице вырастет на 78 единиц, а к концу 2012 года достигнет 600 штук. В 2013 году число дорожных камер в столице планировалось увеличить еще на 200 единиц.
К дорожным камерам с момента их активного внедрения накопилось много претензий как у водителей, так и депутатов. В сентябре законность установки камер решил проверить комитет Госдумы по госстроительству. Поводом усомниться в камерах стали многочисленные жалобы водителей на необоснованные штрафы за превышение скорости. Мол, скорость успел сбросить до 50-60 километров в час, а штраф по почте пришел за 82 километра в час. Впрочем, в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) при правительстве Москвы, который ведает камерами, подозрительную цифру «82» объяснили просто: камеры настроили не замечать превышение скорости меньше, чем на 22 километра в час.
В пользу эффективности дорожных камер говорит статистика зарегистрированных нарушений. По данным МВД, с января по сентябрь 2012 года стационарные камеры засекли свыше 17 миллионов нарушений ПДД. Из них 3,5 миллиона пришлось на Москву. Кроме того, установка камер позволяет повысить собираемость штрафов. Как сообщалось, только в августе 2012 года в Москве камеры оштрафовали водителей на 200 миллионов рублей.
Ну и, пожалуй, самое главное: камеры заставляют водителей снижать скорость и вообще более уважительно относиться к требованиям ПДД. Однако одними камерами безопасность на дорогах не повысишь. Так, в проекте федеральной целевой программы на 2013-2020 годы, бюджет которой оценили в 99 миллиардов рублей, говорится о необходимости информировать граждан о ситуациях, приводящих к ДТП, повышать общую культуру поведения на дорогах и совершенствовать подготовку водителей в автошколах.
В октябре, к примеру, заместитель начальника отдела организации экзаменационной работы ГУ ОБДД Дмитрий Желтенков рассказал о планах МВД ограничить кандидатов в водители в числе попыток сдать экзамен на права. При превышении лимита в пять пересдач выпускнику автошколы будет грозить повторное обучение, причем за свой счет. Кроме того, с февраля 2013 года в экзаменационных билетах могут появиться вопросы с несколькими вариантами правильных ответов. В случае ошибки придется отвечать на дополнительный вопрос. Практический экзамен на площадке усложнят до четырех обязательных упражнений.
Что касается безопасности пешеходов, то ГИБДД давно и настоятельно рекомендует в темное время суток носить одежду со светоотражающими элементами и даже специальные светоотражающие браслеты, переходить дорогу только в отведенных для этого местах, не выбегать на проезжую часть, да и вообще — быть внимательнее. В Москве и ряде других городов дорожные инспекторы регулярно проводят профилактические рейды «Пешеходный переход», направленные как раз на повышение безопасности пеших участников дорожного движения.
Тем не менее, за 10 месяцев 2012 года в Москве в 3525 ДТП с участием пешеходов погибли 304 человека, еще 3440 получили ранения. Причем в 1699 случаях виновниками аварии стали сами пешеходы. В целом же, как показывают профилактические рейды ГИБДД, пешеходы в Москве (да и в других российских регионах) относятся к правилам дорожного движения достаточно небрежно.