В последнее время в России взялись ужесточать ответственность за нарушение правил дорожного движения. Многие штрафы выросли в пять-десять раз. Однако пока что с карательной машиной государства всерьез столкнулись только автомобилисты, хотя участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы. При этом, по данным стражей порядка, последние, похоже, совсем разучились соблюдать правила.
Если верить официальным данным ГИБДД, то за 2012 год в целом по России было зарегистрировано почти 65 миллионов административных нарушений в области дорожного движения. Из них 59 миллионов пришлось на водителей и лишь четыре миллиона — на пешеходов. Однако если за тем, как соблюдают ПДД автомобилисты, следят многочисленные дорожные камеры, которых с каждым месяцем становится все больше, то пешеходы по большей части предоставлены сами себе. В статистику пешие нарушители правил дорожного движения попадают разве что в случае ДТП или периодических профилактических рейдов дорожной полиции. Такие акции, как правило, проводятся в больших городах — и показывают совсем другую статистику по нарушителям.
В Москве рейды из серии «Пешеходный переход» или «Пешеход — на переход» проходят раз, а то и два в месяц. Не секрет, что подавляющее большинство пешеходов-нарушителей переходят дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора. К примеру, в конце января столичная автоинспекция в ходе очередного рейда выявила больше трех тысяч нарушений, совершенных пешеходами. Водители же отказались уступить дорогу пешеходам на переходе 663 раза, еще 300 с лишним раз автомобилисты нарушили правила проезда пешеходных переходов и перекрестков.
По правилам, если водитель не уступил дорогу пешеходу на переходе, нарушителю грозит штраф в 1000 рублей. Пешеходу же за переход дороги в неположенном месте положен штраф всего в 200-300 рублей. На 1000-1500 рублей пешего нарушителя могут оштрафовать лишь в том случае, если по его вине здоровью участника (или участников) дорожного движения (за исключением водителя) причинен легкий или средний ущерб. Короче говоря, пешеходы в России правила соблюдать не любят, штрафы для них предусмотрены небольшие, да и ГИБДД наказывать нарушителей особо не стремится.
Исправить несправедливость на российских дорогах и начать наказывать пешеходов по всей строгости закона в последнее время предлагают все чаще. Вслед за инициативой по радикальному ужесточению наказания для пьяных за рулем в МВД вспомнили о том, что в России в общественных местах и на транспорте уже не первый год запрещается распивать алкоголь или просто находиться в нетрезвом виде. За это полагается штраф в 500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Бороться с пьяными пешеходами, которые не смотрят по сторонам и переходят дорогу где попало, в МВД предложили проверенным на автомобилистах способом — с помощью алкотестеров. Соответствующие поправки в Административный кодекс ведомство уже подготовило. И если штрафом в 500 рублей никого особо не напугаешь, то провести две недели в изоляторе — перспектива незавидная. Впрочем, массовые облавы на пешеходов, идущих от метро с бутылкой пива после рабочего дня, если и начнутся, то вряд ли войдут у ГИБДД в привычку. Ведь если автомобилистов можно выследить дорожными камерами, а потом прислать нарушителям штраф по почте, то на проверку миллионов пешеходов у МВД не хватит никаких ресурсов.
В том, что пешеходов надо наказывать наравне с водителями, с сотрудниками МВД согласны и автомобилисты. Лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев еще год назад предлагал штрафовать пешеходов на три тысячи рублей за переход дороги на красный свет. Кроме того, Канаев требовал оборудовать все пешеходные переходы светофорами, а пешеходов одевать в светоотражающую одежду. С последним диковатым предложением солидарны и в ГИБДД: ведомство выступило с предложением обязать всех пешеходов носить светоотражающие браслеты в темное время суток. Правда, как снабдить сто с лишним миллионов российских пешеходов такими браслетами и, главное, проследить, чтобы они их постоянно носили с собой, в ведомстве пока не поясняют.
Подобных инициатив по усложнению жизни для водителей и пешеходов — великое множество. И кажется, уже стало привычным сравнивать их с зарубежной практикой. Мол, «у них там» штрафы высокие — надо бы и у нас поднять. Впрочем, в этом есть доля истины. За превышение скорости, к примеру, в Новой Зеландии, можно отдать до 630 долларов. А если начнешь спорить с полицейским — штраф может удвоиться. Накопил штрафных баллов — сдавай права. В Великобритании хронических нарушителей ПДД могут запросто лишить прав пожизненно.
Гораздо интересней за рубежом обстоят дела со штрафами для пешеходов. В Австралии, например, взимают стандартный штраф в 70 долларов, в том числе и за переход дороги в неположенном месте или на красный свет, выход на проезжую часть и даже переход дороги не по кратчайшей траектории. А в США штрафы для пешеходов могут достигать тысячи долларов.
В законопослушной Германии штрафы для пешеходов начинаются от пяти евро. Однако пешего нарушителя вполне могут и арестовать, к примеру, за прогулку по автобану. Если же у пешехода есть водительские права, ему может грозить та же ответственность за нарушение ПДД, что и водителю, — вплоть до лишения прав. Тот же порядок касается и велосипедистов (хотя этим мало кого удивишь — за езду на велосипеде в пьяном виде водительских прав, к примеру, можно лишиться в Нидерландах или Польше).
Судя по активности законодателей в Госдуме, подобные карательные меры вполне могут появиться и в России. Нужен только подходящий повод. Подойдут ли чужие правила для российской действительности и будут ли они вообще работать — дело десятое.
Сами пешеходы, похоже, уверены, что действующие порядки и без того ущемляют их права. Так, межрегиональное общественное движение «Союз пешеходов» уличило страховые компании в попытках взыскивать компенсации за поврежденные в ДТП автомобили с родственников пешеходов, которые могли стать виновниками аварий. Одновременно «Союз пешеходов» потребовал ограничить максимально допустимую скорость движения в городах 50 километрами в час, опять же ссылаясь на подобную практику в США и Европе. По словам председателя организации Владимира Соколова, при попадании под автомобиль, движущийся со скоростью 60-80 километров в час, у пешехода практически нет шансов выжить. Но если скорость в городах действительно решат ограничить, то восстанут автомобилисты, которые немалую часть своей жизни проводят в пробках.
Справедливости ради стоит отметить, что большинство ужесточающих мер, которые принимают российские законодатели в области правил дорожного движения, при всей своей неоднозначности все же направлены на сокращение смертности и повышение безопасности на дорогах. За прошедший 2012 год в России произошло свыше 203 тысяч ДТП, в которых погибли почти 28 тысяч человек, еще 258 тысяч получили ранения. При этом пешеходы спровоцировали свыше 28 тысяч аварий, жертвами которых стали пять тысяч человек. К 2020 году правительство взялось сократить смертность на дорогах на четверть. И если собственной сознательности для соблюдения элементарных правил автомобилистам и пешеходам не хватает — придется учиться на высоких штрафах.