Олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко подал в полицию заявление о клевете против комментатора телеканала «Евроспорт-2» Андрея Журанкова. Плющенко возмутили слова Журанкова о том, что фигуристу, возможно, не делали операцию на спине. Комментатор извиняться за свои слова отказался.
Очередную операцию Плющенко решили сделать после чемпионата Европы в Загребе. На этом турнире фигурист выступил в короткой программе с ошибками и падением и занял только шестое место. После короткой программы Плющенко с чемпионата Европы снялся, объяснив свой поступок сильными болями в спине.
Из-за травмы Плющенко пришлось отказаться от выступления на чемпионате мира в канадском Лондоне. Вместо Северной Америки фигурист поехал в Израиль, где 31 января ему сделали операцию по замене межпозвоночного диска на пластиковый. По крайней мере, так гласит официальная версия событий.
Неофициальную версию выдвинули израильские СМИ, ссылающиеся на «источник в мире российского фигурного катания». Информационному агентству «Курсор» источник сказал, что операция могла быть выдумана для того, чтобы объяснить неудачное выступление спортсмена в Загребе. Израильские СМИ пытались выяснить, в какой именно больнице оперировали Плющенко, но сделать этого не удалось — во всех крупных клиниках отвечали, что пациента с такой фамилией у них нет.
Опровергнуть предположения, выдвинутые журналистами, взялась жена Плющенко — продюсер Яна Рудковская. Она опубликовала фотографию фигуриста в больничной палате, а также рентгеновский снимок его позвоночника. 1 февраля на Первом канале в программе «Время» показали сюжет об операции, сделанной спортсмену. На этом скандалы, интриги и разоблачения, по идее, должны были закончиться. На самом же деле все только началось.
В начале февраля журналист телеканала «Евроспорт-2» Андрей Журанков комментировал чемпионат четырех континентов — своеобразный аналог чемпионата Европы для неевропейских стран — и между делом высказался по поводу операции Плющенко (этот фрагмент эфира выложен на YouTube). «У меня есть своя точка зрения на этот счет, — предупредил Журанков. — Я считаю, что такой операции не было». Комментатор подчеркнул, что доступ в клинику получили только журналисты Первого канала, причем сюжет у них получился подозрительным. «Я не верю, что человек, которому только что оперировали позвоночник, может на следующий день встать и ходить», — сказал Журанков. По словам комментатора «Евроспорта», вся эта история похожа на пиар-акцию, а люди, работающие с Плющенко, хотят скандальности и разговоров. «Слишком много шоу-бизнеса и слишком мало спорта», — заключил Журанков.
Шоу-бизнес нанес ответный удар со скоростью хорошего боксера. Плющенко заявил, что собирается подать на комментатора в суд, а Рудковская в твиттере взялась учить Журанкова журналистской работе. По мнению жены фигуриста, дело комментатора — «называть элементы, баллы, давать объективную информацию», а Журанков занялся чем-то другим, и за это его следовало бы уволить. Рудковскую поддержала тренер Татьяна Тарасова, назвавшая комментатора «хамом» и «гадом». А коллега Рудковской, продюсер Иосиф Пригожин выразил мнение, что Журанкову вообще нужно «запретить заниматься профессиональной деятельностью».
Иск о защите чести и достоинства, который Плющенко 11 февраля обещал направить в суд, фигурист все же не подал. Вместо суда Плющенко обратился в полицию — с заявлением о клевете. После этого с Журанковым пообщался «Советский спорт». Журналист рассказал, что он комментирует фигурное катание с 1997 года и все это время болеет за Плющенко, назвав его единственным российским боеспособным фигуристом. В то же время, отметил комментатор, объективно Плющенко сейчас занимает шестое-седьмое место в мире.
Журналист добавил, что в мире спорта не принято публично жаловаться на травмы. «Сценарий написан. Болельщики должны кричать: "Женя — лучший". А журналисты, — восхищаться, если дадут команду. А не дадут команды — помалкивать. Мы все — обслуживающий персонал, получается?» — задался вопросом комментатор.
По статье УК РФ о клевете Журанкову грозит штраф до миллиона рублей или обязательные работы на срок до 240 часов. Однако опасаться такого наказания ему, скорее всего, не стоит. В юридическом смысле клевета — это распространение заведомо ложных сведений, но сам журналист, очевидно, считал, что говорит правду. Ведь информацию о том, что операция Плющенко могла быть выдумкой, он прочитал в израильских СМИ, да еще и оговорился, что высказывает лишь собственное предположение.
Это, однако, не означает, что предположение было верным. Сомнения в том, что Плющенко перенес хирургическое вмешательство, выглядят неубедительно — особенно после интервью врача Ильи Пекарского (в сюжете Первого канала этого человека называют Игорем Пекарским) «Советскому спорту». Хирург, в частности, рассказал, что один межпозвоночный диск у фигуриста был полностью разрушен и его пришлось заменить. Вероятность возвращения Плющенко в спорт Пекарский оценил в 90 процентов. «Прогноза на победу на Олимпиаде в Сочи дать не могу», — добавил он.
Прогноз на победу российского фигуриста в Сочи трудно дать не только врачам, ведь в последний раз вместе со всеми сильнейшими Плющенко выступал три года назад на Олимпиаде в Ванкувере. С тех пор лучшие фигуристы планеты неоднократно соревновались друг с другом, с каждым годом совершенствуя технику и уровень выступлений, а Плющенко только лечился, скандалил и снова лечился.
Сейчас российский фигурист в свойственной ему манере изображает героя в кольце врагов. Правда, если раньше врагами были судьи (например, на Играх в Ванкувере, где Плющенко оставили без золотой медали — по мнению фигуриста, несправедливо), то теперь спортсмен недоволен журналистами, словно какой-нибудь обиженный на репортеров певец или актер. Кажется, в жизни Плющенко действительно стало слишком много шоу-бизнеса.