Стратегический подход Россия вернется к боевому патрулированию нейтральных вод

Россия к 2020 году намерена обзавестись десятью ракетными стратегическими атомными подводными лодками проекта 955 "Борей", а не восемью, как планировалось ранее в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. По словам главнокомандующего Военно-морским флотом Владимира Высоцкого, "уже 1 июня или чуть позже" Россия впервые за 26 лет вернет свои стратегические подводные крейсеры на непрерывное боевое патрулирование в нейтральные воды.

В последнее время о планах наращивать боевую мощь России говорят все чаще. Как рассказал газете "Коммерсантъ" источник в Министерстве обороны, в госпрограмме вооружений на 2011-2020 годы только на развитие ВМФ предусмотрено около 4,7 триллиона бюджетных рублей. Помимо десяти подлодок проекта "Борей", в строй планируется ввести десять многоцелевых АПЛ проекта 885 "Ясень", а также 20 неатомных субмарин, включая шесть подлодок проекта 636.3 "Варшавянка".

По словам источника "Коммерсанта", к 2020 году Россия также получит 14 фрегатов (раньше планировалось 15). Так, "Северная верфь" займется строительством восьми фрегатов проекта 2235.0, а завод "Янтарь" - шестью кораблями проекта 1135.6. Кроме того, ВМФ намерен вооружиться 35 корветами, включая 18 единиц проекта 2038.0 и 2038.5, шестью малыми артиллерийскими кораблями проекта 2163.0 "Буян" и шестью большими десантными кораблями проекта 1171.1. К планам до 2020 года также относится закупка четырех французских вертолетоносцев "Мистраль", два из которых произведет Франция (строительство первого уже началось), а два - Россия.

Дмитрий Рогозин. Фото РИА Новости, Сергей Мамонтов

Дмитрий Рогозин. Фото РИА Новости, Сергей Мамонтов

Lenta.ru

Детальный план наращивания ВМФ на ближайшие 30 лет может быть разработан уже к июню 2012 года. Об этом в воскресенье, 5 февраля, в своем микроблоге в Twitter написал Дмитрий Рогозин, сменивший должность постпреда России при НАТО на пост вице-премьера, курирующего российский оборонно-промышленный комплекс.

Вместе с тем, как отмечают "Новые известия", военно-морская составляющая в настоящее время является наиболее слабым местом гособоронзаказа. К примеру, в 2011 году Минобороны не смогло договориться с производителями о ценах на подлодки проектов "Борей" и "Ясень", в результате чего в ситуацию пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву.

Предыдущая госпрограмма вооружений (на 2006-2015 годы) и вовсе считается провальной из-за неверного подхода к финансированию. По части флота в рамках гособоронзаказа предполагалось закупить 24 надводных корабля различных классов, семь стратегических АПЛ проекта "Борей" и еще шесть нестратегических подлодок. В итоге на вооружение ВМФ встали лишь два надводных корабля и один стратегический атомоход "Юрий Долгорукий".

По мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, которого цитируют "Новые известия", к подобным ситуациям зачастую приводит то, что Минобороны отказывается покупать у оборонной промышленности продукцию по вполне оправданным ценам. Промышленников фактически вынуждают работать себе в убыток, при этом требуя от них высокого качества.

По словам Абзалова, качественная техника мирового уровня дешевой быть не может в принципе. В итоге, чтоб хоть как-то оставаться на плаву, промышленники прибегают к компромиссным решениям, что, в свою очередь, ведет к снижению качества продукции и росту количества рекламаций от заказчиков.

Владимир Высоцкий. Фото РИА Новости, Алексей Даничев

Владимир Высоцкий. Фото РИА Новости, Алексей Даничев

Lenta.ru

Сложности с российскими промышленниками одним качеством не ограничиваются. Из-за нехватки квалифицированных кадров и нестабильного финансирования на полгода-год от графика отстает и ввод в эксплуатацию новых субмарин проектов 955 и 885. Подобные заминки с тендерами по гособоронзаказу, по словам Рогозина, впредь необходимо исключить. Все конкурсы на 2012 год правительство планирует завершить до 15 апреля.

Переход контроля за оснащением ВМФ от Минобороны правительству, инициированный Рогозиным, явно пришелся по душе главнокомандующему Военно-морским флотом Владимиру Высоцкому. По словам адмирала флота, которого цитирует "Независимая газета", программу развития ВМФ давно ждут в обеих палатах российского парламента.

В ходе своего выступления на ассамблее Санкт-Петербургского Морского собрания в пятницу, 3 февраля, Высоцкий заявил, что уже летом 2012 года Россия впервые за последние 26 лет сможет вернуться к патрулированию международных вод стратегическими ракетными субмаринами.

Пока же из атомоходов проекта 955 "Борей", вооруженных баллистическими ракетами "Булава", более-менее готов только "Юрий Долгорукий", проходящий заключительные испытания. Вторая подлодка этого класса, "Александр Невский", была спущена на воду в декабре 2010 года и все еще находится на стадии испытаний. Третьим "Бореем" станет "Владимир Мономах", заложенный в марте 2006 года. Сроки закладки четвертой подлодки проекта 955, которая, как ожидается, получит название "Святитель Николай", пока не известны.

Стратегический ракетный атомный подводный крейсер проекта 955 был разработан ЦКБ "Рубин". Подлодка имеет водоизмещение 24 тысячи тонн, способна развивать скорость до 29 узлов и погружаться на глубину до 480 метров. Автономность плавания субмарины составляет 90 суток. Численность экипажа - 107 человек, включая 55 офицеров.

На вооружении подлодок проекта "Борей" могут стоять различные типы торпед и ракет, а также до 20 баллистических ракет "Булава". Стоимость одной субмарины превышает 20 миллиардов рублей.

По словам Рогозина, которого цитирует "Мурманский вестник", пока строительство "Бореев" не завершено, правительство будет выделять средства на модернизацию стратегических АПЛ проекта "Акула". Морально и физически устаревшие подлодки сейчас фактически стоят без дела. Применение ВМФ нашло лишь для АПЛ "Дмитрий Донской", которая была переоборудована для испытательных пусков баллистических ракет "Булава". В ближайшее время "Дмитрия Донского" и вовсе планируется использовать в учебных целях в качестве мишени для других субмарин на Беломорской военно-морской базе.

Почему правительство решило сделать упор именно на стратегический военно-морской флот, до конца не понятно. Владимир Высоцкий объясняет это тем, что ВМФ для российского руководства видится не менее важным элементом Вооруженных сил, чем, к примеру, Воздушно-космические войска. Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, которого цитирует "Коммерсантъ", в свою очередь, уверен, что при таком ходе развития российской оборонки правительству будет проще в случае чего сократить военные расходы, отказавшись как раз от дополнительных "Бореев".

Глава думского комитета по обороне адмирал Владимир Комоедов, слова которого приводит "Независимая газета", идею возобновления непрерывного патрулирования российскими подлодками Мирового океана одобрил. Впрочем, адмирал усомнился в том, что в ближайшие 20 лет столь масштабные планы могут оказаться выполнимы. Для начала хорошо бы понять, какие силы Высоцкий намерен привлечь к стратегическому патрулированию с ближайшего лета. С учетом неспешности российских промышленников (для справки, на строительство "Юрия Долгорукого" ушло почти семь с половиной лет, а последние четыре года АПЛ проходит испытания), в лучшем случае до конца 2012 года ВМФ будет иметь на вооружении всего одну стратегическую подводную лодку нового образца.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше