Менее чем через месяц (4 ноября) в США состоятся выборы в Конгресс. Согласно прогнозам, демократы не только не улучшат свои позиции в палате представителей, но и утратят большинство в сенате. Такому исходу голосования способствуют несколько факторов, но главный из них — недовольство избирателей президентом Бараком Обамой. К середине его второго срока американцы разочаровались в политике нынешнего хозяина Белого дома. Дорабатывать оставшиеся два года Обаме придется в условиях неблагосклонности большинства законодателей к любым его инициативам.
Фактически волеизъявление в США уже началось: американцы могут голосовать не только досрочно, но и по почте. По всем прогнозам, выборы будут очень напряженными для обеих правящих партий и полномасштабная победа в федеральном правительстве до сих пор не гарантирована ни демократам, ни республиканцам.
Действующий Конгресс контролируют одновременно обе партии — республиканцы занимают большинство мест в палате представителей, а у демократов большинство в сенате. Согласно разным социологическим исследованиям, на предстоящих выборах Республиканская партия почти наверняка сохранит преимущество в палате представителей. Основная битва разворачивается вокруг сената.
По Конституции, верхняя палата избирается волнами — раз в два года на выборы выходит только треть сенаторов. В этом году партии борются за 36 мест из 100, поскольку к обязательным 33 добавились места, освободившиеся досрочно в ходе текущей сессии. Республиканцам нужно выиграть всего шесть мест, чтобы получить контроль и над верхней палатой Конгресса. При этом из 36 мест десять свободные, а это значит, что действующие сенаторы либо отказались от переизбрания, либо подали в отставку в ходе текущей сессии. Именно эти места в фокусе внимания обеих партий, и от них во многом зависит итоговый результат.
Большинство аналитиков согласны в том, что Республиканская партия гарантированно победит в штатах Монтана, Южная Дакота и Западная Вирджиния, получив таким образом три места от демократов, отказавшихся переизбираться. Еще три места им могут принести традиционно республиканские штаты (Аляска, Луизиана и Северная Каролина), представленные в действующем сенате в силу необычного стечения обстоятельств демократами.
А еще есть несколько штатов, в которых действующий президент-демократ побеждал и в 2008 году, и в 2010 году, а демократы там чувствовали себя комфортно вплоть до самого последнего времени. Но ситуация изменилась: избиратели разочаровались в Обаме, и его электорат перехватывает Республиканская партия. Завладеть голосами тех, кто раньше поддерживал демократов, республиканцы могут в Нью-Гэмпшире, Колорадо, Айове. Таким образом, остаются только два штата, где у кандидатов Демократической партии наибольшие шансы на победу — Колорадо и Мичиган.
Что же делает эти выборы столь непростыми для Демократической партии? Прежде всего, положение сильно осложнил лично Барак Обама. Промежуточные выборы в США — это всегда референдум по доверию действующему главе государства. Особенно когда речь идет об уходящем президенте. У общества фактически остается последний шанс высказать свое отношение к хозяину Белого дома.
В этом году демократам не повезло, потому что представитель их партии, возглавляющий исполнительную власть, стабильно теряет популярность. С весны рейтинг Обамы неуклонно падает. По оценкам центра Гэллапа (американский независимый центр исследования общественного мнения), за месяц до выборов лишь 43 процента американцев положительно оценивают деятельность президента, а 52 процента считают, что он плохо справляется со своими обязанностями. Среди республиканцев противников политического курса Обамы еще больше — 92 процента.
Демократам эти цифры не сулят ничего хорошего. Анализ исследований, проводимых Гэллапом с момента окончания Второй мировой войны, свидетельствует: если рейтинг действующего президента в год промежуточных выборов ниже 50 процентов, его партия терпит на них поражение.
Интересно, что рейтинг популярности самого Конгресса еще ниже рейтинга президента — всего 13 процентов. Но это не поможет демократам. Как свидетельствуют долгосрочные наблюдения социологов, недовольство законодательной властью чаще всего оборачивается именно против партии президента, а не против той, которая доминирует в самом Конгрессе. Так что низкий рейтинг законодательного института, приведет лишь к тому, что большее число действующих конгрессменов потеряют свои места, но партийный расклад, по всей видимости, либо останется тот же, либо окончательно сместится в сторону Республиканской партии.
Дело в том, что за низким рейтингом Конгресса стоит общее недовольство американцев федеральным правительством. Последние исследования общественного мнения показывают: 72 процента граждан недовольны тем, как управляется их страна. Федеральное правительство по-прежнему рассматривается обществом как неэффективное, погрязшее в партийных распрях и неспособное представлять интересы граждан. Это недовольство приводит к тому, что американцы неохотно доверяют контроль над всей федеральной властью одной партии. Хотя партийные столкновения нередко блокируют законодательный процесс, снижая эффективность правительства в целом, граждане, обеспокоенные ростом идейного радикализма в обеих партиях, уже несколько десятилетий в надежде его ограничить разделяют контроль над институтами власти между двумя партиями. Значит, Республиканская партия с легкостью сохранит контроль над палатой представителей и с большой вероятностью получит контроль над сенатом.
Помимо непопулярного президента на уровне поддержки демократов сказывается и экономическая ситуация. Несмотря на то что США выходят из кризиса, экономические показатели растут крайне медленно и большинство американцев пока не видят реальных улучшений в своей повседневной жизни. Так, например, безработица действительно сократилась, но 6,6 процента — все еще очень много, по американским меркам. Эти цифры говорят о том, что большая часть демократического электората — афроамериканцы и низко квалифицированные служащие — по-прежнему живут в условиях кризиса, больнее всего ударившего именно по ним.
По оценкам центра Pew Research, 66 процентов американцев считают, что экономика восстанавливается слишком медленно. При этом большинство полагает, что Республиканская партия лучше справится с проблемой, чем Демократическая. Рейтинг президента в сфере экономики еще ниже его среднего показателя — 35 процентов.
Наконец, есть еще один фактор, традиционно осложняющий жизнь Демократической партии на выборах в Конгресс — слабая избирательная активность ее электората. Демократической партии гораздо сложнее мобилизовать своих сторонников на промежуточные выборы, чем Республиканской. На законодательных выборах более активны пожилые граждане и белые консерваторы, в большинстве своем — республиканцы. Афроамериканцы же, которые составляют базу Демократической партии, мобилизуются только на президентские выборы, о чем свидетельствуют частые поражения демократов в Конгресс.
Для Обамы проигрыш демократов означает, что любую его инициативу ждет противодействие республиканского большинства в Конгрессе. Поэтому шансы 44-го президента США реализовать в оставшиеся два года своего срока намеченные социальные реформы очень малы.
Лишь одно обстоятельство способно помочь Обаме достичь компромисса с оппонентами в Конгрессе — президентские выборы 2016 года. На них республиканцы рассчитывают вернуть себе Белый дом. Для этого им надо предоставить избирателям результаты своей шестилетней деятельности в Конгрессе. А кроме того, продемонстрировать идейную умеренность, которую так хотят увидеть в своих представителях американцы. Республиканцам придется показать, что они способны договариваться даже с президентом-демократом. Так что наименее либеральные инициативы Обамы все-таки могут быть одобрены законодательным органом.
Однако основным направлением деятельности в последние два года Обамы, по всей видимости, будет внешняя политика. Здесь у него, с одной стороны, есть шанс избавиться от реноме слабого и нерешительного политика. С другой — по международным вопросам ему проще заручиться поддержкой республиканцев. Исторический опыт показывает, что при наличии внешнего вызова, а таковых сегодня хватает, обе партии объединяются вокруг президента.