Для большинства болельщиков поход на футбол — отдых. Для стюардов футбольная арена — место работы. Их задача — обеспечить максимальный комфорт и безопасность посетителей матча. О специфике одной из новых и незаметных профессий в мире современного спорта «Ленте.ру» рассказал руководитель контрольно-распорядительной службы московского «Локомотива» Родион Балак.
«Лента.ру»: Родион, начнем с самого главного: кто такие стюарды и что входит в их основные функции?
Родион Балак: Это специально обученные люди. Стюарды следят за рассадкой болельщиков на стадионе, контролируют соблюдение правил поведения зрителями. В случае появления внештатной ситуации, они готовы оперативно на нее среагировать, решить вопрос быстро и качественно. Их основная задача — создание максимально комфортных условий для пришедших посмотреть футбол. Стюард — это лицо стадиона, и первый помощник болельщика.
Я пришел на стадион. Чем конкретно стюард может мне помочь?
Для начала он поможет занять место, найти его. В перерыве объяснит, где можно перекусить, где находится туалет. При необходимости окажет медицинскую помощь.
Как вообще стюардинг появился? С чего все начиналось?
В какой-то степени стадион «Локомотив» стал колыбелью стюардинга в России. Впервые об этом начали говорить в 2005 году. В те годы клуб постоянно играл в европейских турнирах, и его представители на выездных матчах видели работу людей в желтых манишках. Тогда и пришла идея об организации такой же службы на собственном стадионе, ведь в те времена все вопросы во время матчей решала только милиция, чья деятельность постоянно вызывала нарекания со стороны болельщиков. Я был обычным студентом МИИТа, председателем студенческого совета. К нам приехали представители службы безопасности «Локомотива» и предложили организовать службу стюардов.
Не боялись отправляться на работу, сопряженную с немалым риском? На стадионе ведь и по физиономии получить можно.
Прежде чем устроиться на работу, я несколько раз приезжал на стадион, изучал условия, служебные обязанности и меры безопасности. В 90-е поход на футбольный матч у людей действительно ассоциировался с риском для здоровья — летающие кресла, массовые драки, файера. На первоначальном этапе мы много говорили: представители клуба провели подробную экскурсию, показали рабочие места, очертили линии ответственности. Мне понравилась атмосфера на стадионе, условия труда, отношение к сотрудникам. Вместе с тем, за свою работу мы получали небольшие, но деньги, а это важный момент для любого студента. Сначала я работал один, потом нас стало десять, чуть позже уже 50. Сейчас количество стюардов, регулярно работающих на матчах «Локомотива», насчитывает чуть больше 1000 человек.
![Стюарды всегда помогут вам найти свое место на трибуне](https://icdn.lenta.ru/images/2014/10/14/17/20141014170948121/preview_f63742f194b19c7b360d125ac02c0217.jpg)
Стюарды всегда помогут вам найти свое место на трибуне
Фото: Родион Балак
Как искали пути мотивации для привлечения молодежи?
Еще до выхода на работу я предложил приравнять эту деятельность к студенческой практике. Согласитесь, что не все знают, куда себя деть в этот период. Во всяком случае так бывает у ряда студентов юридических факультетов. И они нам идеально подходят, ведь все сферы нашей жизнедеятельности пропитаны теми или иными нормативно-правовыми отношениями. На стадионе это отношения между зрителем и клубом, между зрителем и стюардом. Первыми стюардами были учащиеся Юридического института МИИТа, затем к нам присоединились студенты и других институтов. На одном из ученых советов я предложил создать студенческий отряд контролеров безопасности: ребята получали зачет по практике, деньги и бесценный опыт. Так в нашей стране по крупицам зародилось понятие «стюардинг». Жаль, что сейчас МИИТ с нами уже не сотрудничает. Раньше все было иначе — ребята из железнодорожного вуза работали в железнодорожном клубе. В этом был некий символизм.
Допустим, человек захотел стать стюардом, что для этого нужно?
Желание и интерес. Любознательному человеку легко нас найти. У нас есть свой сайт, наши объявления висят на информационных стендах в московских вузах, общежитиях и соцсетях. В них указаны телефоны, по которым можно узнать всю подробную информацию о работе стюардом. Кто имеет желание, всегда найдет возможность.
Какие категории граждан устраиваются на работу стюардом?
Чаще всего студенты. Им удобно совмещать работу с учебой. Вы же знаете, какие сейчас стипендии в вузах. Хорошо, если три-четыре тысячи рублей. А наши ребята за пять часов работы могут заработать от 900 рублей. Я всегда позиционировал стюардинг как социальный проект, благодаря которому студенты могут заработать, пройти практику, применить полученные в вузе знания, а также научиться работать с людьми.
Сколько времени проходит с момента обращения человека в вашу организацию до его выхода на трибуну?
Все кандидаты должны пройти собеседование и заполнить анкету. Нам важно узнать, зачем человеку это нужно, с какой целью он пришел, является ли он активным болельщиком. На собеседовании мы объясняем свои требования и рассказываем об обязанностях стюарда. Если обе стороны все устраивает, то мы продолжаем сотрудничество. После собеседования есть два пути: можно выйти стажером или пройти обучение. Практика показывает: если человек в качестве стажера побывает на мероприятии, то в дальнейшем ему будет намного легче усваивать информацию. Обучение мы проводим непосредственно под конкретный объект и всегда начинаем с экскурсии. Сейчас много говорят о необходимости создания специальной школы стюардов. Но спортивные объекты абсолютно разные, у каждого есть нюансы. Поэтому я считаю идею обучения стюардов в одном институте нелепой. Тем более, что все эти школы планируют сделать платными. Мы же обучаем наших сотрудников абсолютно безвозмездно, да еще и трудоустраиваем.
Предварительный курс на «Локомотиве» включает практический тренинг. Мы учим ребят правильно реагировать на ситуации, с которыми сталкиваются стюарды на рабочем месте. К примеру, мы учим, как реагировать на конфликтные ситуации, как их решать и как их не допустить в будущем. Главное надо понять — неадекватность применения силы. С помощью кулаков ничего не добьешься. Только разговор. Я всегда доношу до ребят: «Вежливость — лучшее оружие стюарда». Такой подход, с одной стороны, сразу настраивает ребят на практическую реализацию полученных знаний, с другой — не дает скучать во время обучения, как это обычно бывает на студенческих лекциях.
Заключительный этап подготовки «стюарда» — оказание первой медицинской помощи. Упор сделан на быстрой помощи сразу на трибуне, если вдруг рядом кому-то стало плохо. Для закрепления полученных знаний и улучшения качества работы мы разработали для ребят справочник стюарда. Аналогов ему в России нет. В нем есть абсолютно все: начиная от символов, запрещенных ФИФА и УЕФА, заканчивая мини-разговорником для сотрудников, которые не знают иностранных языков.
Перед выпуском «в поля» ребята проходят тестирование. По его результатам выпускники получают сертификаты и приглашаются на мероприятия.
![На матчах повышенной сложности работают до 400 стюардов](https://icdn.lenta.ru/images/2014/10/14/17/20141014170941096/preview_ba8ca1b589b0c3279bda7bec8543ce5f.jpg)
На матчах повышенной сложности работают до 400 стюардов
Фото: Родион Балак
Сколько стюардов необходимо для обслуживания одного матча? Например, на стадионе «Локомотив».
Все зависит от категории игры. Если проводится топовая встреча — дерби или матч еврокубков — то на стадионе работают около 400 стюардов, на матчах более низких категорий — около 300.
Каково соотношение девушек и юношей?
Стараемся, чтобы в процентном соотношении этот показатель держался на отметке 50 на 50.
Получается?
Удивитесь, но девушек больше. Правда, они работают на нейтральных трибунах: секторах с детьми, при встрече гостей стадиона. Они создают уют на мероприятиях.
Помните свой первый крупный турнир?
В 2006 году Россия принимала молодежный чемпионат мира среди женских команд. Работа нашей бригады организаторам понравилась. Мы же приобрели первый опыт участия в крупном мероприятии, который годом позже очень пригодился на чемпионате мира по хоккею. Положительной оценкой нашего труда стало приглашение поработать в Лужниках на финале Лиги чемпионов в 2008 году.
Многие люди невольно сравнивают работу стюардов и волонтеров. В чем разница?
Волонтер работает за идею, бесплатно. Стюард — подготовленный человек. Он получает деньги за работу и несет определенную ответственность за свои действия. В качестве напутствия я всегда говорю новым сотрудникам: «От вас зависят жизни и здоровье людей, которые пришли на стадион».
![В обязанности стюарда входит не только контроль за поведением болельщиков, но и своевременная реакция на конфликты](https://icdn.lenta.ru/images/2014/10/14/17/20141014170820326/preview_826990fcaaa297d6a11eff5b18f22517.jpg)
В обязанности стюарда входит не только контроль за поведением болельщиков, но и своевременная реакция на конфликты
Фото: Родион Балак
Чем российский стюардинг отличается от западных аналогов?
Различий очень много. Первое и самое важное — законодательная база. В Европе стюард — должностное лицо, он приравнен к сотруднику полиции и имеет широкий круг прав. Например, в Англии он даже имеет право гражданского ареста правонарушителя. В нашей стране только недавно были приняты законы, в которых прописаны права и обязанности служб стадиона, но до европейских стандартов нам еще очень и очень далеко. В России пока нет понятия «стюард». У нас таких людей называют контролерами-распорядителями, хотя в общероссийском классификаторе профессий есть только должность билетный контролер. Но его основная задача — проверить билет и оторвать корешок. Задачи же контролера-распорядителя намного шире: он отвечает за проверку билетов, рассадку зрителей, парковку автотранспорта на территории стадиона, контроль соблюдения зрителями установленных правил поведения, а также за ориентирование и информирование пришедших на мероприятие людей.
В чем вы видите основную проблему профессионального стюардинга в России?
Сейчас на рынке существуют несколько организаций, способных профессионально оказать данную услугу практически любому спортивному объекту. Они обладают колоссальным опытом, подготовленным персоналом, современной материально-технической базой и уникальными знаниями по организации контрольно-распорядительной системы на спортивных объектах. Но в любой системе есть своя специфика и нюансы. Сегодня работу контрольно-распорядительной службы обсуждают на разных уровнях, думают о путях развития службы, создают правовое поле для ее деятельности, готовят нормативно-правовые документы, но при этом не учитываются особенности организации. На мой взгляд, при создании новых условий для деятельности этой службы необходимо учитывать накопленный опыт и мнение людей, работающих в этой сфере не пару лет, а знающих особенности системы изнутри.
Российские организации, занимающиеся стюардингом, как-то конкурируют между собой?
Я не могу назвать это конкуренцией. Скорее, партнерство. Мы все преследуем одни и те же цели. Например, когда под стадион «Открытие Арена» набирали группу стюардов, то многое в системе обслуживания спартаковцы позаимствовали у «Донбасс Арены». Я был в Донецке, наблюдал за работой местных стюардов. Для Москвы этот пример не совсем подходит. У украинцев одна команда, один стадион в городе. Москва же богата как на арены и клубы, так и на другие виды подработок для молодежи. Поэтому трудно собрать большое количество единомышленников на постоянную основу.
Родион Балак стоял у истоков стюардинга в России
Фото: Родион Балак
Как относитесь к требованию некоторых болельщиков убрать полицию со стадионов?
В связи с принятием Федерального закона № 192 это уже неизбежно. Но сразу отказаться от полиции на стадионах нереально. К этому надо планово готовиться всем заинтересованным сторонам. Необходимо провести большой объем работы по исполнению этого закона. В первую очередь, зрители должны знать требования безопасности, особенно касающихся личного осмотра. На сегодняшний день многие к этому относятся скептически, хотя подобные мероприятия проводятся для их комфортного и безопасного пребывания на стадионе. Также к нововведению должен быть готов собственник спортивного объекта, на котором должна работать служба, способная исполнить требования федерального закона. На сегодня не у всех объектов есть контрольно-распорядительная служба. Вместо стюардов используются сотрудники ЧОПов, волонтеры или просто билетные контролеры. На мой взгляд, использование непрофильных служб тормозит развитие профессиональной контрольно-распорядительной службы в нашей стране.
Через четыре года в России состоится грандиозное событие — чемпионат мира по футболу. В связи с этим как-то будете корректировать свои планы?
У нас одна цель — усовершенствовать систему и подготовить персонал для этого события. Уверен, наши стюарды смогут стать визитной карточкой российских стадионов на чемпионате мира, ни в чем не уступая зарубежным коллегам. Сейчас нам есть куда идти, куда расти. И мы будем это делать. Это не просто работа, это образ жизни. Главное, чтобы чьи-то непродуманные решения не загубили то, что мы имеем. Велосипед уже есть, его остается только усовершенствовать.