Люди делились на кошатников и собачников еще тысячи лет назад. В наши дни противостояние вышло на новый уровень и переместилось в интернет, где, казалось бы, котики одержали безоговорочную победу. Видеоролики с ними набирают по несколько миллионов просмотров, а счастливые хозяева пушистых звезд онлайна зарабатывают шестизначные суммы. Однако в 2015 году приходит эра онлайновой славы собак! По крайней мере, так считают в South China Morning Post. Изучив публикацию китайских коллег, «Лента.ру» делится со своими читателями самыми интересными выводами исследователей.
Миллионами ворочают
Двухлетняя кошка по кличке Соус Тардар за год снялась в нескольких десятках рекламных роликов. Рекламировала и кошачий корм, и кофе с взбитыми сливками, и мягкие игрушки, и книги... Ее хозяйка, официантка Табата Бандесен, бросила работу и полностью сосредоточилась на продюсировании юной звезды, прозванной в интернете Grumpy Cat (Сердитый котик). С 2012 по 2014 год, по оценкам британского издания The Express, Бандесен заработала около 100 миллионов долларов (сама она эти цифры опровергает). В 2013-м премия Webby Award признала Grumpy Cat мемом года.
Если полагаться на данные The Express, пока Grumpy Cat — рекордсмен по доходам среди животных, однако в ближайшее время кошечку могут потеснить на подиуме.
Ширли Браха, хозяйка 12-летней ши-тцу, признает, что сегодня кошки пользуются в Сети наибольшей популярностью, однако собаки уже наступают им на лапы. Ее пес по кличке Марни прославился, как и Grumpy Cat, благодаря своим врожденным дефектам, превращенным его хозяйкой в достоинства. У собаки, на чью страницу в Facebook и Instagram подписались более миллиона человек, всегда немного наклонена голова и смешно высунут язык.
«Так исторически сложилось, что в интернете кошек любят больше, чем собак. Однако сейчас все больше людей думают: "Мы сделали котов знаменитыми, а теперь пришло время псов"», — считает хозяйка популярной собачки.
Пока что Марни далеко до доходов Сердитого Котика, однако это только начало. Ширли вместе с питомцем живет в Нью-Йорке и зарабатывает на продаже календарей, футболок и другой сувенирной продукции с изображением Марни. «Когда я в сентябре 2014 года всерьез занялась страничками в социальных сетях, то еле сводила концы с концами», — вспоминает Ширли. Сейчас — совсем другое дело.
Нью-йоркская пара — Дэвид Фунг и Ена Ким — взяла на себя роль стилистов и фотографов четырехлетнего сиба-ину по кличке Бодхи. Одетый в строгие костюмы Бодхи моментально завоевал любовь интернет-сообщества. В январе 2013 года у Дэвида и Ена взял интервью американский GQ, а в конце 2014-го Бодхи принял участие в рекламной кампании парфюма Mankind со слоганом «Вы можете быть собакой и пахнуть по-человечески».
Ежедневный кропотливый труд
Продвигать в интернете четвероногую звезду — работа не из легких. Олоф Нильсон Хейер, владелец трехлетнего французского бульдога по прозвищу Босс, рассказывает, что когда он взялся продюсировать своего пса, то только на поддержание профиля в Instagram у него уходило по несколько часов в день.
С ним соглашаются и Дэвид с Еной из Нью-Йорка. «Чтобы придумать новый образ для Бодхи, требуется много времени и сил. Надо подготовить новый костюм, выстроить антураж для съемок, подобрать освещение», — рассказывает пара. А на сами съемки есть всего от пяти до десяти минут. Больше Бодхи просто не выдержит.
Но титанические усилия оправдываются. В беседе с деловым журналом Fast Company пара призналась, что обычно зарабатывает на Бодхи около 15 тысяч долларов в месяц и не помнит месяца, когда доход был бы менее десяти тысяч.
Конечно, коммерческий успех далеко не всегда сопутствует популярным животным. Пять сиба-ину гонконгца Лео Лунга известны в Сети как WE5. Лунг рассказывает, что заработанных на них денег ему не хватает даже на собачий корм. «Но дело не в деньгах. Хотя я и очень беден, я делаю все это из любви к собакам», — объясняет Лунг. Впрочем, надеясь, что пользователи, умиляющиеся его собачкам, раскошелятся, он в прошлом году издал книгу WE5's Story Photo Book.
Кошатники тоже не все миллионеры. На страницу одного из героев рекламы Nikon, кота по кличке Tsim Tung Brother Cream, в Facebook подписаны более 175 тысяч человек. Но его владелец Цим Ша Цуй не заработал на нем состояния. Впрочем, в отличие от Лео Лунга он не бедствует — собственный зоомагазин приносит неплохой доход.
На языке сухих цифр
Желание делиться милыми «луками» своих питомцев не могло остаться незамеченным со стороны бизнеса.
В 2013 году три стартапера из Нью-Йорка открыли социальную сеть Klooff, построенную по принципу Facebook: те же лайки, репосты и комментарии, только предназначенную исключительно для кошек и собак. За три месяца сеть собрала 1,2 миллиона лайков.
Так вот, по словам соучредителя компании Алехадро Руссо, 80 процентов загружаемых фото — это собаки.
Согласно статистике сервиса Google Trends, в период с 2004 по 2014 год количество поисковых запросов со словом dog (собака) почти в два раза превышает число запросов с cat (кошка).
Пики популярности собак приходились на апрель 2007 года, июнь 2013-го, май и июнь 2014-го и январь 2015-го. В целом, если посмотреть на график, видно, что в последнее время в Google все чаще спрашивают как про собак, так и про кошек.
Впрочем, это может свидетельствовать не о том, что собаки популярнее кошек, а о том, что с ними возникает больше хлопот, чем с кошками. Портал Digital Trends считает, что приведенная выше статистика объясняется именно так.
Тем не менее похожая картина складывается и в социальных сетях. Например, упоминаний собак в Facebook в три с лишним раза больше, чем кошек (6,5 миллионов против 2).
В Instagram тэгом dog отмечены более 10 миллионов фотографий (против 7,8 миллиона с тэгом cat).
На YouTube загружены 14,2 миллиона роликов с собаками, с кошками — 11,3 миллиона. По подсчетам Digital Trends, в микроблогах Twitter ежедневно публикуется около 250 тысяч статусов со словом dog и около 200 тысяч — с cat.
Но если сравнить в Google Trends самую популярную из кошек — Grumpy Cat — и самого популярного из псов — померанского шпица по кличке Бу, то выяснится, что Сердитого Котика ищут примерно в шесть раз чаще, чем милую собачку.
Кошачий заговор
Редактор рубрики о животных сайта BuzzFeed Челси Маршалл (автор таких материалов, как «40 котов, не умеющих прятаться» и «23 собаки, считающие себя кошками») говорит, что каждая знаменитая кошка известна по-своему, а у популярности собак всегда одна природа. «Сердитый Котик олицетворяет этакого скрягу, Мару — мастер трюков, а Лил Баб и вовсе, кажется, прилетела к нам из космоса», — считает Челси.
Она отмечает, что любой трюк собак воспринимается, в первую очередь, как заслуга их хозяев, в то время как необычное поведение кошек, по мнению пользователей интернета, определяется лишь их собственными желаниями. «Знаменитые собаки — это замечательно, но они несильно отличаются от тех, которых вы можете встретить на улице», — добавляет эксперт. Зато ни одна другая кошка в мире не выглядит так же, как, например, Лил Баб. Из-за генетических особенностей у нее коротенькие лапы с шестью пальцами, вздернутый нос, большие глаза и торчащий из маленького рта язык.
Соучредитель соцсети для животных Klooff Алехандро Руссо полагает, что животное может стать популярным в интернете лишь по двум причинам — либо оно милое, либо смешное. И смешные, как правило, все-таки кошки.
«Кошачья пропагандистская машина беспощадно эффективна, а все интернет-СМИ находятся под влиянием мощнейшего кошачьего лобби», — пишет редакционный директор BuzzFeed Джек Шепперд, ранее курировавший раздел «Животные» на сайте. Он уверен, что в ближайшее время отношение интернета к собакам изменится.
По данным Google Trends, в последнее годы пользователи Сети все чаще ищут «милые» (cute) ссылки. Запросов со словом «смешной» (funny) пока больше, однако за последние 10 лет разрыв сократился в несколько раз.
В заключение Челси Маршалл приводит такой факт: максимальную аудиторию из всех ее материалов собрал тест «Какая вы собака?». Тесту «Какая вы кошка?» до него очень далеко.
Борьба собак и кошек стара как мир, но как же хорошо наблюдать ее мирную форму — виртуальную! И совсем скоро мы станем свидетелями самого «мимимишного» противостояния на свете.