Сегодня, 16 апреля 2015 года, Владимир Путин отвечает на вопросы россиян по прямой линии. Уже поступило более миллиона вопросов в виде смс, телефонных звонков и видеообращений. Больше всего россиян волнуют социальные проблемы, ЖКХ, курс рубля, антикризисные меры и борьба с коррупцией. Продолжительность президентских эфиров уже стала притчей во языцех. Нередко с экрана мы слышим, что аналога такой программы в других странах нет. «Лента.ру» решила разобраться, так ли это на самом деле.
Разговор у камина
Основателем традиции диалога лидера и населения при помощи СМИ можно считать Франклина Делано Рузвельта. В историю вошли его fireside chats, «разговоры у камина», которые он вел со своим народом в радиоэфире в течение 11 лет — с 1933 по 1944 год. Впервые Рузвельт опробовал это, баллотируясь в губернаторы Нью-Йорка. Средство оказалось крайне эффективным — отвечая на самые острые вопросы из писем читателей, кандидат набирал очки в предвыборной гонке.
Когда Рузвельт перебрался в Белый дом, машина пропаганды заработала на полную мощность, чтобы донести его идеи до простых американцев. Однако обнаружилось, что «разговоры у камина» куда доходчивее. В подчеркнуто непринужденной манере, спокойно и внятно президент объяснял по радио причины тех или иных изменений, опровергал слухи и развеивал страхи. Монологи длились от 15 до 45 минут. Рузвельт часто шутил, подбирал самые простые слова, чтобы донести мысль до всех слоев общества. Самому президенту такой формат общения тоже нравился — он позволял говорить свободнее, избавляя при этом от необходимости лично встречаться с аудиторией, что для страдавшего полиомиелитом политика было немаловажно. В итоге Рузвельт сумел буквально войти в дом к каждому американцу, создав у людей ощущение, что они участвуют в принятии решений, влияющих на жизнь страны.
Следующие президенты пользовались этим инструментом эпизодически. Но в 1982 году Рональд Рейган ввел в практику ежесубботние обращения к нации по радио, а чуть позже стал использовать и телевидение. С тех пор подобные выступления превратились в традицию, хотя, судя по опросам, их популярность с годами снижалась. Свежую струю привнес Барак Обама — каждую субботу новое обращение президента появляется на официальном сайте Белого дома и на YouTube в аудио- и видеоформате. Правда, сама суть выступлений со времен Рузвельта кардинально изменилась: вместо общения с населением действующий американский президент в основном занят заочной перепалкой с республиканцами.
Шоу одного президента
В Южной Америке приоритет принадлежит покойному лидеру Венесуэлы Уго Чавесу. Шоу Alo Presidente («Алло, президент») было запущено 23 мая 1999 года, а последний выпуск вышел в эфир 29 января 2012-го.
Все эти годы Чавес каждое воскресенье в 11 утра появлялся на телеэкранах венесуэльцев. Длительность передачи варьировалась от четырех до восьми часов. Одетый в традиционную для него красную рубашку харизматичный команданте отвечал на вопросы граждан, устраивал телемосты с регионами, выслушивал отчеты министров о проделанной ими работе и пламенно критиковал американских империалистов, мешающих жить и развиваться Боливарианской Республике. Всего в эфир вышло 378 выпусков передачи. Постепенно менялся формат: если сначала Чавес общался преимущественно с простыми венесуэльцами и брал на карандаш их проблемы, успокаивая недовольных и переубеждая оппонентов, то со временем шоу все больше превращалось в философский монолог. Команданте рассуждал о том, что ему было интересно, а также оглашал политические решения правительства. «Алло, президент» — это шоу одного актера. Сравниться в харизме с Чавесом не мог никто из латиноамериканских лидеров, хотя многие пытались.
В Эквадоре Рафаэль Корреа запустил программу El Presidente dialoga con el pueblo («Диалог президента с народом»), где общался с экспертами и отвечал на вопросы зрителей, отправляемые через Twitter. В Сальвадоре президент Маурисио Фунес попытался пойти по стопам Чавеса с телевизионным проектом Conversando con el Presidente («Разговор с президентом»). После катастрофического провала в эфире программу свернули, а вместо этого запустили радиопередачу с тем же названием. Выходит она также в 11 утра в воскресенье, но длится всего час.
В Бразилии власти выбрали американскую модель: там каждый понедельник в эфир выходит программа Café con el Presidente («Кофе с президентом»). Начало традиции положил Лула да Сильва, взявший за правило рассказывать, что сделано за прошлую неделю и что предстоит сделать до конца текущей, а также разъяснять смысл основных решений, принимаемых правительством. Похожая программа выходит в Уругвае — Habla el Presidente, «Говорит президент».
Боливийский лидер Эво Моралес попытался пойти по стопам коллег и даже анонсировал будущую радиопередачу, но от этой идеи пришлось отказаться. В отличие от других стран континента, в Боливии испаноязычное население — всего 60 процентов, а более 20 процентов говорит на кечуа. Будучи индейцем-аймара и сторонником равенства, Моралес принял в итоге решение отказаться от собственной программы на испанском.
Разговор вместо монолога
Примеру Латинской Америки последовали соседи — англоязычные страны Карибского бассейна. Но там формат программ близок к российскому. Так, премьер Сент-Винсента и Гренадин Ральф Гонсалвеш был частым гостем в шоу «Спроси премьера» на местном радио. Обстановка почти домашняя. Звонки принимал ведущий, находившийся с Гонсалвешем в студии, и публично их озвучивал, после чего премьер давал необходимые разъяснения. Аналогичная программа выходит в эфир и в Сент-Киттсе и Невисе — ее постоянным гостем был предыдущий премьер Дензил Дуглас.
Еще больше сходства с российской практикой прослеживается в опыте Сингапура. В сентябре 2014 года премьер Ли Сянь Лун выступил в программе «Спроси премьер-министра» на канале Channel NewsAsia Singapore.
Главу правительства буквально засыпали вопросами — их набралось более 700, так что шоу пришлось разбить на две части с перерывом на две с половиной недели. В первой части ведущие принимали телефонные звонки, а также зачитывали послания из Twitter. Во второй части от звонков отказались и принимали только вопросы, присланные на специальный короткий номер.
Большинство мировых лидеров предпочитают общаться со своими гражданами или посредством эпизодических телеобращений, или через интернет. Практически в каждой стране жители могут задать вопрос своему президенту или премьеру через электронную сеть — формат, вполне устраивающий власти. Во многом потому, что позволяет оставить неудобный вопрос без ответа.