В воскресенье, 26 апреля, на телеканале «Россия» состоялась премьера фильма «Президент», посвященного 15-летию пребывания Владимира Путина у власти. Война в Чечне, гибель подводной лодки «Курск», трагедия в Беслане и теракт на Дубровке, долги МВФ, мюнхенская речь Путина, Олимпиада в Сочи — об этих и других значимых событиях новейшей истории России глава государства побеседовал с тележурналистом Владимиром Соловьевым. Телезрители увидели много уже позабытых документальных кадров. Какой стала наша страна при Путине? — вот главный вопрос, на который пытались найти ответ авторы фильма с помощью самого президента и тех, кто окружал его все эти годы.
Интервью президента с тележурналистом Владимиром Соловьевым длилось почти два часа. Небольшой отрывок телезрители увидели 23 февраля. В фильме «Президент» показана основная часть интервью. Но кинолента состоит не только из разговора с Путиным. В кадре также появляются глава администрации Кремля Сергей Иванов, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, бывший министр финансов Алексей Кудрин, министр обороны Сергей Шойгу, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и другие представители так называемой путинской команды. Причем необязательно политики и чиновники. Слово дали, например, и писателю Захару Прилепину.
«Они рассказывали вещи, которых нигде никогда не говорили. Дикое количество нюансов», — поделился впечатлениями Соловьев в интервью газете «Известия».
Создателям фильма удалось найти редкие архивные съемки. В фильме, например, есть раритетные кадры 1999 года из военной палатки в Дагестане, когда Путин после первых успехов произнес тост: «Очень хочется по русской традиции и по традиции земли Дагестана, где мы сегодня с вами находимся, поднять бокал и выпить за память всех, кто погиб, за здоровье раненых, пожелать счастья всем, кто здесь находится. Но у нас с вами много проблем и большие задачи, мы не имеем права позволить ни секунды слабости себе. Потому что получится, что те, кто погиб, погибли напрасно. Поэтому предлагаю сегодня эту рюмку поставить. Пить будем, когда задачи будут решены».
Эпизоды прошлого
Весну 1999 года Путин в фильме вспоминает так: «У нас были перехваты террористов, которые писали: есть шанс оторвать Кавказ от России, или сейчас, или никогда. Но и мы понимали: или мы сейчас Кавказ удержим, или никогда уже его России не вернем. Я для себя решил, что другого выбора нет, надо идти до конца. В то время на международной арене все президенты, премьеры уже решили, что Россия прекращает свое существование в ее нынешнем виде. Вопрос стоял только — как это произойдет и какие будут последствия».
Фото: А. Кондратьев / РИА Новости
«Мне доложили, что американские спецслужбы засветились в контактах с террористами с Северного Кавказа. Я об этом рассказал тогдашнему президенту США. Он сказал: ну я надеру им задницу. А через несколько дней в наше ФСБ пришло письмо от их спецслужб, что они поддерживали и будут поддерживать этих ребят». Путин добавил, что предупреждал западных партнеров о возможных последствиях: «Кто-то считал, видимо, что если кто-то действует на раскачку главного геополитического соперника (а таким, как мы теперь понимаем, в их сознании всегда оставалась Россия), то это в целом им на пользу. Оказалось, что это не так».
«В начале 2000-х годов при общей численности армии в 1 300 000 человек я с трудом собрал 50 тысяч боеспособных единиц. Тащил войска с Дальнего Востока, морскую пехоту с Северного флота. Моральное и материальное состояние армии было просто плачевным. Сейчас совсем другая история», — сравнивает президент ситуацию пятнадцатилетней давности и сегодняшний день.
Самыми тяжелыми эпизодами своего президентства Путин считает теракты на Дубровке и в Беслане: «Если вы спрашиваете о трагических, то вот это, пожалуй, самые-самые тяжелые моменты, которые пришлось нашему народу пройти в целом». По словам нынешнего министра обороны Сергея Шойгу, для такого короткого срока, который на тот момент Путин находился у власти, на его долю выпало очень много испытаний. «Ни один президент ни одной страны через такое не прошел. И каждое из них, естественно, лежит тяжелым бременем на плечах, на памяти, на сердце», — уверен Шойгу.
Кроме того, Путин согласился со словами Соловьева о том, что в 1999 году Россией фактически управляла группа олигархов. «Некоторые из них, когда я был председателем правительства и когда Ельцин объявил, что я буду баллотироваться президентом, пришли ко мне в кабинет в Белый дом, напротив сели и сказали: «Ну вы понимаете, что президентом здесь вы не будете никогда».
«Ну, посмотрим», — ответил им Путин. Он не уточнил в интервью, как смог «приструнить» олигархов, лишь отметил, что «по-разному, разными средствами».
В фильме вспоминают и уголовное дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева — одно из самых громких в России с начала 2000-х годов, вызвавшее широкий резонанс и на Западе. Президент «Интерроса» Владимир Потанин признается, что чисто по-человечески сочувствует Ходорковскому: «Он был наш коллега. Как так случилось, что вот дошло до такой истории, сейчас даже трудно уже сказать. Это как в семье, когда детям объясняешь: что-то нельзя, а они начинают проверять — тут точно нельзя или все-таки немножко можно».
Небольшой эпизод фильма посвящен Борису Березовскому. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков рассказал, что бизнесмен хотел вернуться в страну и говорил о своей любви к России. И Путин был готов разрешить ему вернуться. «Он достаточно сильный человек, чтобы прощать тех, кто непримирим к нему самому», — подчеркнул Песков.
Немало внимания уделено и присоединению Крыма к России. Путин вновь объяснил свое решение, принятое весной 2014 года: «Не потому что мы хотим что-то укусить, урвать. И даже не потому что Крым имеет стратегическое значение в Причерноморье. А потому что это элемент исторической справедливости. Полагаю, что мы поступили правильно, и я ни о чем не жалею».
Разочарование в западных партнерах
Путин в фильме признался: после падения «идеологической преграды» он ожидал кардинального улучшения отношений с Западом. «У нас у всех были иллюзии: нам казалось тогда, что после крушения Советского Союза и после того, что Россия добровольно и сознательно пошла на абсолютно исторические ограничения, связанные с отказом от собственной территории, от производственных мощностей... нам казалось, что с уходом идеологической составляющей, которая разделяла бывший Советский Союз и весь остальной цивилизованный мир, оковы пали, и "свобода нас встретит радостно у входа, и братья меч нам отдадут". Но "братья" не спешили не только отдавать нам никакой меч, но с удовольствием забрали остатки той былой боевой мощи, которой обладал Советский Союз», — подвел итог Путин.
Глава государства признался, что, несмотря на двадцатилетний стаж работы во внешней разведке, у него были иллюзии относительно возможности наладить отношения с западными странами: «Даже мне казалось, что все кардинально изменится. Нет. Не поменялось кардинально, потому что, оказывается, есть еще геополитические интересы, вообще не связанные ни с какой идеологией».
Нынешний глава администрации президента Сергей Иванов рассказал, что у Путина и Джорджа Буша, занимавшего тогда пост президента США, были «прекрасные личные человеческие отношения». В то же время, по его словам, Штаты уже в тот момент уверились, что Россия «перешла в режим некой колониальной демократии, что мы прочно "сели на иглу" Международного валютного фонда, что экспертное сообщество должно нас и дальше учить, как нам развивать свою экономику, куда качать нефть».
«Но внешне все проявлялось очень корректно, нас похлопывали по плечу, подбадривали: ребята, типа, вы идете в правильном направлении», — добавил Иванов.
«У меня иногда складывается впечатление, что они нас любят, когда нам надо гуманитарную помощь посылать. Вот тогда у них все хорошо, тогда они картошку шлют, — говорит Путин об отношении Запада к России. — Спасибо им большое, без шуток. Многие люди, особенно простые граждане делали это искренне. Но вот правящие круги любят нас, когда мы нищие, бедные и стоим с протянутой рукой. Как только мы начинаем заявлять о своих интересах, как только появляется какой-то элемент геополитического соперничества, то кому это нравится? Я глубоко убежден, что мы не нарушаем никаких правил игры. Это касается наших отношений с Украиной, ситуации в Крыму, нашей позиции по борьбе с терроризмом. Когда мы начинаем обо всем этом говорить, возникает желание нам противодействовать. Сегодня это привело к так называемым санкциям. Это не что иное, как попытка сдержать развитие России, но такие попытки мы видим очень давно».
О человеке Владимире Путине
Сергей Иванов и глава Сбербанка Герман Греф рассказывают о работоспособности Путина и его умении слушать своих собеседников. «Я людей с такой работоспособностью не встречал. Очень поздно ложится спать… а утром уже звонит, когда же он спит-то?» — удивляется Иванов. «Его свойство, которое он не потерял по сей день, — это способность слушать. Он слушает всех, он дает возможность всем высказаться. Иногда даже больше, чем нужно. Иногда у него совещания затягиваются на многие и многие часы, из-за этого очень часто слетает график», — отмечает Греф.
Фото: Владимир Родионов / РИА Новости
Глава Сбербанка отметил и личные качества Путина: «Для него вопрос страны — это, наверное, самая главная ценность, потом, наверное, вопрос семьи и вопрос, ну личных отношений, дружбы, наверное. И он всегда показывает преданность таким дружеским отношениям. Я знаю, как он тяжело переживает личное предательство. Я знаю людей, с которыми он был в очень добрых отношениях. После того как они совершали какие-то поступки, которые не совмещаются с его представлением о мире, порядочности, он просто их отрезал и больше никогда с ними не встречался».
В интервью Владимир Соловьев задает и несколько личных вопросов. Например, нравится ли президенту то, что он делает. И получает неоднозначный ответ: «Когда я работал председателем правительства, мне очень нравилась эта работа. Она очень конкретная, отдача сразу видна — что ты сделал так, а что не так, где ошибся. Когда задачи более глобальны, результат не сразу понятен: каким он будет через некоторое время? Но я стараюсь решать те задачи, которые перед нами стоят».
Может ли Путин представить свою жизнь вне президентства? — «Это не пустой вопрос. Это лакмусовая бумажка. Если человек сможет вернуться в обычную квартиру и существовать там вне дворцовых интерьеров, значит, он не утратил связи с внешним миром. Вполне могу себе представить жизнь вне этой должности».
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
От чего приходится отказываться человеку, который становится президентом? — «От обычной бытовой жизни. Невозможно же жить так, как нормальный человек живет. Нельзя сходить в кино, просто в театр, пройтись по магазинам. Что тоже не лишено определенного удовольствия. Но это не большие потери по сравнению с тем, что судьба и народ дает тем людям, которые оказываются на моем месте: внести максимальный вклад, сделать все, что от нас зависит для своей страны. Это компенсирует все. Когда мы с людьми встречаемся, эти сигналы доходят мгновенно».
Путин утверждает, что чувствует связь с народом, и это помогает ему в работе на посту главы государства: «Я вообще не пытаюсь найти каких-то там дополнительных источников информации. Мне не нужно искать, у меня это все есть. Я даже не знаю почему, мне трудно даже сказать, понимаете? Это я сейчас не для красного словца говорю, просто я чувствую себя частью нашей страны, частью народа».
«Я могу сказать, что удалось. Это более-менее удовлетворение, когда понимаешь, где мы были и что мы сделали, — подводит Путин итоги этих пятнадцати лет. — Мы страну сохранили, ВВП подняли в два раза, реальные доходы населения выросли в три раза. У нас число людей, живших за чертой бедности, было почти 42 миллиона человек, а сейчас их почти в три раза меньше. Все это в комплексе позволило нам решить одну очень важную задачу. В 1999 году у нас почти на миллион человек меньше становилось, чем рождалось. Если бы мы так и дальше теряли людей, Россия постепенно перестала бы существовать. Мы переломили ситуацию, у нас теперь два года подряд естественный прирост, во что никто не верил».