Немецкий телеканал ARD выпустил документальный фильм Der verkaufte Fussball («Футбол на продажу»). По мнению его авторов, чемпионаты мира 2018-го и 2022 года с согласия президента Международной федерации футбола (ФИФА) Зеппа Блаттера были отданы России и Катару за взятку.
Крестный отец
Немецкие тележурналисты обвинили Россию в незаконном получении прав на проведение чемпионата мира 2018 года. В ФИФА, как считают авторы «Футбола на продажу», исказили результаты расследования в отношении процедуры выборов страны-хозяйки первенства.
В частности, журналисты выяснили, что все компьютеры, на которых работали члены заявочного комитета «Россия-2018», неожиданно сломались, в связи с чем никаких свидетельств возможной коррупции найдено не было — важные файлы не сохранились.
По мнению немецких телевизионщиков, при Блаттере имидж ФИФА серьезно ухудшился. Авторы картины напомнили, что в конце мая состоятся выборы нового главы организации. В победе действующего президента у них сомнений нет.
Блаттера раскритиковали за то, что он не высказывается по поводу ситуации в Украине, опасаясь испортить отношения с президентом России Владимиром Путиным. Кроме того, ему вменили в вину то, что он игнорирует нарушения прав человека в Катаре, в частности, проблему детского труда.
Подверглась критике и сама система работы руководства ФИФА. Утверждается, что она во многом коррумпирована, а характер отношений в организации весьма напоминает фильм «Крестный отец».
Вырвать из контекста
ФИФА отреагировала встречным обвинением в подтасовке фактов. «ФИФА получила от авторов фильма список вопросов, на каждый из которых мы ответили письменно. Практически все наши ответы были проигнорированы. В то же время в фильме говорится о том, что мы отказались от комментариев. Что еще хуже, факты, предоставленные нами, были вырваны из контекста. Один из наиболее ярких примеров — пассаж о трудовом законодательстве в России.
В репортаже говорится, что ФИФА призвала Россию изменить существующее в стране трудовое законодательство. В качестве доказательства на экране демонстрировался документ, регламентирующий действия хозяев чемпионата мира. Авторы акцентировали внимание на двух абзацах, однако выпустили все, что было между ними. В результате зрители не могут понять истинного содержания документа.
Временная приостановка действия трудового законодательства касается только сотрудников ФИФА, работающих в России. Среди прочего, речь в документе шла о упрощении положений законодательства для наемных работников ФИФА, для ее дочерних компаний, провайдеров, вещательных компаний и так далее. Об изменении трудового законодательства и защите прав строителей и рабочих в России в целом не было ни слова. Однако документы в фильме представлены так, как будто ФИФА требовала именно этого.
ARD — партнер ФИФА, и это не означает, что они не должны снимать критические репортажи. То, что публичный вещатель позволяет себе подобную клевету, не ново, но подобные поступки не перестают вызывать удивления. Налогоплательщики создали новые стандарты качества журналистики», — подытоживает ФИФА.
7 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон №108 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Среди прочего документ устанавливает облегченный порядок въезда в РФ и миграционного учета иностранных граждан, задействованных в подготовке и проведении чемпионата мира, а также формулирует правила осуществления трудовой деятельности этими иностранными гражданами на территории РФ.
Немецкая экспансия
Немецкие журналисты в последнее время проявляют невиданную активность по части спортивных разоблачений. Несколько дней назад группа репортеров из Германии была задержана правоохранительными органами Катара. Немцы снимали материал для документального фильма о присвоении стране права проведения чемпионата мира по футболу.
«Мы были арестованы в Катаре, допрошены местной полицией и представителями разведки. В течение нескольких дней нам не разрешается покидать страну. Все записанные материалы стерты, оборудование испорчено», — сообщил корреспондент телеканала ARD Флориан Бауэр.
Другой немецкий телеканал WDR, тоже работающий над фильмом, сообщил, что их бригада репортеров была арестована во время съемки в Дохе, а затем допрошена сотрудниками государственной безопасности и выпущена на свободу спустя 14 часов. Съемочное оборудование, ноутбуки и персональные мобильные телефоны были конфискованы и возвращены спустя четыре недели. Все данные с носителей удалены, оборудование повреждено.
Это не первый случай задержания представителей прессы в Катаре. В октябре 2013 года двух немецких журналистов арестовали за попытку снять на видеокамеру ход строительства футбольных стадионов. Телерепортера и оператора освободили из-под стражи 27 часов спустя только после вмешательства Министерства иностранных дел Германии. Журналисты планировали подготовить сюжеты о недопустимых условиях труда на возведении объектов чемпионата мира.
По-легкому
За футбол немцы взялись после легкой атлетики. В минувшем декабре телеканал ARD выпустил в эфир документальный фильм под названием «Топ-секреты допинга: как Россия производит своих победителей». Его автор, специализирующийся на допинговых расследованиях журналист Хайо Зеппельт, утверждает, что российские легкоатлеты систематически применяют допинг.
В частности, в фильме демонстрируется видеозапись с мобильного телефона, в которой олимпийская чемпионка в беге на 800 метров Мария Савинова подробно рассказывает, как она принимала допинг, а ее наставник Владимир Казарян давал запрещенный препарат оксандролон другим легкоатлетам.
Зеппельт также утверждает, что многократная чемпионка престижных марафонских забегов Лилия Шобухова, ранее уличенная в употреблении допинга, заплатила 450 тысяч евро руководству Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), чтобы ее допустили к Олимпийским играм-2012.
В фильме выдвинуты обвинения в адрес российского антидопингового агентства (РУСАДА). По мнению немецкого журналиста, его руководящий состав был задействован в схеме поставок допинговых препаратов российским легкоатлетам. При этом Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) не стала использовать целевое тестирование для их проверки.