Подходит к концу год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Запомнится он шествием «Бессмертного полка» по Тверской, в котором 9 мая приняли участие свыше полумиллиона человек. Об истории создания этого движения и о том, как оно дошло до Красной площади, в интервью корреспонденту «Ленты.ру» Дине Ушаковой рассказал его сопредседатель Николай Земцов.
«Лента.ру»: У вас на сайте говорится, что идея пройти маршем с портретами ветеранов в 2007 году пришла во сне сыну орденоносца Геннадию Иванову из Тюмени. Расскажите, как вы стали сопредседателем общероссийского гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России»?
Николай Земцов: Началось все действительно так, хотя это и кажется фантастическим. Но, как выяснилось, не только Менделееву во сне приходят озарения… Великая мысль посетила Геннадия Кирилловича Иванова, председателя Совета ветеранов батальона полиции по Тюменской области.
Проснулся он в холодном поту, поскольку зрелище, увиденное им, было величественным: под гимн защиты Отечества «Вставай, страна огромная» шли люди с черно-белыми портретами. Это было накануне 9 Мая, и он воспринял свой сон как призыв к действию. Тут же рассказал друзьям, и те вышли на марш. Затем Геннадий Кириллович начал рассылать письма, телеграммы в различные инстанции, предлагая организовать такое шествие по всей стране.
Геннадию Иванову сейчас за 70, он, как и мы все, потомок ветерана. То, что с ним случилось, воспринимается как разгадка тайны. Предыдущими поколениями не полностью было раскрыто значение праздника Победы, и нынешнее шествие «Бессмертного полка» позволяет нам погрузиться на новую глубину понимания этого великого события.
Это народное движение — та объединяющая сила, которая дает возможность людям разных взглядов, конфессий и национальностей почувствовать себя одной большой семьей, однополчанами. Этим «Бессмертный полк» и уникален. Он нужен для того, чтобы наша страна наполнилась энергией Победы.
Сопредседателями центрального штаба движения, по сути, стали его координаторы в городах Москве (Николай Земцов) и Тюмени (Геннадий Иванов). Третий сопредседатель — Василий Лановой, сыгравший главную роль в фильме, на котором выросло уже несколько поколений российских офицеров.
По профессии я кинематографист, работал вместе с Иваном Затевахиным, автором программы «Диалоги о животных». Отец мой был артиллеристом, известен тем, что однажды прямой наводкой расстрелял немецкую колонну из «Катюш». Поэтому интерес к теме Великой Отечественной войны у меня с детства.
В 2013 году мне удалось организовать первое шествие «Бессмертного полка» в Москве. Статус муниципального депутата округа Хорошево-Мневники помог познакомиться с представителями городской власти. Вице-мэру Александру Горбенко при первой же встрече я сообщил, что хотел бы провести шествие на Поклонной горе. Именно он помог прописать движение в столице — тогда была создана организация «Бессмертный полк — Москва». По нашим подсчетам, в итоге пришло около тысячи человек. Помню, меня тогда удивило, насколько схожи лица людей с портретами их родных, которые они держали в руках… В 2014-м нас было уже 40 тысяч…
В заявке, поданной вами в мэрию накануне 9 мая 2015 года, какую численность указали?
Когда меня спросили, сколько придет народу, я не знал, что ответить. Указал порядка 200 тысяч. Реальность превзошла все ожидания. В шествии по Тверской в этом году приняли участие более полумиллиона человек!
Возникло понимание, что потенциал «Бессмертного полка» выходит далеко за рамки шествия 9 Мая. И в первых числах июня в городе Вязьма Смоленской области, с участием 129 представителей 61 региона, мы провели учредительный съезд уже общероссийского движения.
И чем теперь занимаетесь?
«Бессмертный полк России» — это постоянно действующее движение. И уже не только про Великую Отечественную войну. Мы чтим память всех воинов, защищавших нашу Родину во все времена. В этом году на Украине участники шествия вышли с портретами своих современников — защитников Донбасса, которые, как и их деды, погибли, сражаясь с фашизмом.
В электронной Книге Памяти Бессмертного полка на данный момент уже 136 789 ветеранов.
У нас есть благотворительный проект для детей «Сын полка». Наши добровольцы разыскивают потомков солдат Великой Отечественной, уникальные сведения из военных архивов. Мы следим за могилами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы в Москве.
В День Победы к шествию по Красной площади присоединился президент России Владимир Путин. Как это произошло?
Нам рассказывали, что президенту показали фотографии с нашей акции на Поклонной горе, и ему это понравилось. Он ведь тоже сын солдата. Его желание встать вместе с нами понятно.
Создается впечатление, что между разными инициаторами движения ведется конкуренция за популярный «бренд». Существует одноименное межрегиональное движение, возглавляемое журналистом из Томска Сергеем Лапенковым.
С Лапенковым мы познакомились в 2012 году, он первым стал проводить шествия с портретами в Томске. А я решил организовывать такие шествия в Москве. Однако у нас не совпали взгляды на некоторые исторические события. Каждый вносит вклад в движение по мере своих сил. Взнос Лапенкова и его соратников в том, что они подарили удачное название. Но разве можно на него претендовать как на собственность? Сергей, с моей точки зрения, должен радоваться тому, что мы развиваем дело, начатое тюменцем Геннадием Кирилловичем.
В конце мая координаторы «Бессмертного полка» пожаловались Путину на бюрократов. А были попытки «приватизации» инициативы?
До тех пор, пока мы не были защищены президентом, некоторые обличенные властью региональные структуры относились к «Бессмертному полку» как к бутерброду, то есть предпринимали попытки его «скушать». И только с того момента, как Владимир Путин присоединился к шествию, они поняли, что могут быть нашими однополчанами, следовать с нами в одной колонне, но не возглавлять, не поглощать, не претендовать на авторство. Обратите внимание, 9 Мая все «випы» растворились в толпе, и никто из них не полез на свой «броневичок».
Люди самоорганизовались на позитиве, и им нужно только одно — чтобы им не указывали, как чтить память своих героев. Они сами хотят прийти, чтобы спеть эту песню еще раз, а не смотреть на диване телевизор.
В чем заключается ваше сотрудничество с Общероссийским народным фронтом и Общественной палатой?
Пока я не сталкивался с такой структурой власти, которая сказала бы, что не хочет нас видеть. Нам все помогают. Вот Александр Бречалов (секретарь Общественной палаты и сопредседатель центрального штаба ОНФ — прим. «Ленты.ру») выделил временное помещение в Общественной палате РФ. Это наши соратники, друзья — «фронтовики».
С Департаментом культуры города Москвы мы договорились о совместных действиях.
Если хочешь сделать что-то значительное, то с властью придется взаимодействовать. Как мы шли к Красной площади? В течение двух лет зарабатывали свою репутацию. Если от всех открещиваться, то скажите, как заполучить центральную улицу столицы и организовать массовое шествие?
Насколько важно оставаться вне политики?
Могу сказать одно: мы, «Бессмертный полк», будем влиять на политику, а не политика на нас. Мы самим своим существованием воздействуем на внутреннюю политику, поскольку негатив страну разваливает, а позитивное движение созидает. В этом смысле выполняем хорошую, умиротворяющую функцию. Влияем и на внешнюю политику: западные лидеры видят, что русский народ мобилизован, собран и каждый год празднует День Победы так, как будто бы враг только вчера был изгнан из страны...
Власти предержащие в своих речах периодически упоминают «Бессмертный полк». Это называется народной дипломатией. Нас поддерживают и оппозиционеры. Например, Людмила Алексеева на приеме в Кремле в честь Дня народного единства, познакомившись с Геннадием Ивановым, сказала ему: «Вы мой герой».
Фонд ИСЭПИ включил вас в свой рейтинг перспективных политиков. Продолжите политическую карьеру?
Я не политик и не умею заниматься политикой. Муниципальным депутатом стал, можно сказать, случайно. Будут муниципальные выборы, не знаю даже, приму ли в них участие.
Начали готовиться к 9 Мая?
Да. Можем сообщить, что вновь заработает горячая линия, к ней москвичи уже успели привыкнуть. Хотелось бы, конечно, сделать ее общероссийской.
Порядка 40 процентов вопросов, поступивших на горячую линию накануне Дня Победы, касались того, как найти своих родных-фронтовиков, как уточнить сведения о них. В архивах легко запутаться. Есть крупный архив в Подольске, есть военно-морской архив в Петербурге, есть архивы при военкоматах, электронные книги памяти… Информация в них подчас не структурирована, в документах много ошибок. Полжизни можно потратить на то, чтобы кого-то найти.
Мы сейчас заняты тем, чтобы организовать «одно окно», которое объединит большинство архивов, связанных с Великой Отечественной. Чтобы в одном месте по запросу можно было получить все имеющиеся сведения об участнике войны. Потребность на такую услугу в обществе огромная.
В ближайшее время планируем запустить большой портал «Бессмертного полка» России. Благодаря технологии социальных сетей портал позволит устанавливать связи между потомками, чьи деды, например, служили в одном полку. Здесь же аккумулируем подробную информацию о периоде 1941-1945 годов, включая полную структуру воинских частей Советского Союза. Надеемся, что в полном функционале портал заработает в марте.
Что касается главного шествия 9 Мая, то в 2016 году к нему присоединится еще больше людей — об этом говорят и соцопросы, и наше ежедневное общение. В конце мая ВЦИОМ выявил, что в следующем мае в шествии наиболее активно (67 процентов) планируют участвовать именно молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет.
Все больше молодых людей готовы помогать «Бессмертного полку» в качестве добровольцев. Многих объединил волонтерский корпус, который теперь называется «Волонтеры Победы». Там уже порядка 140 тысяч человек. 9 мая 2016 года волонтеры вновь станут берегами реки под названием «Бессмертный полк России».