«Закидоны» собственников квартир обсуждать не принято — ну разве что шепотом и в безлюдном месте, с такими же несчастными арендаторами. Люди, живущие на чужих метрах, чувствуют себя бесправными, и жаловаться не склонны. Между тем, арендодателей «с придурью» — пруд пруди.
«Дом» выявил наиболее распространенные случаи нарушения ими прав и душевного спокойствия квартиросъемщиков — чтобы люди, снимающие жилье, знали, с какими владельцами лучше не связываться. И понапрасну не винили себя, если вдруг «что-то пошло не так».
Золотая моя квартира
Первый и главный промах многих и многих арендодателей — неспособность адекватно оценить свое жилье и установить ставку аренды, соответствующую его уровню. Сдаваемые в аренду метры кажутся таким собственникам поистине золотыми, а то и платиновыми. Причем совершенно неважно, заработал ли владелец эту квартиру непосильным трудом, годами корчась у заводского станка, или же получил ее в наследство от бабушки. Дело тут не в происхождении недвижимости, а в индивидуальных особенностях характера арендодателя. «Работать с такими собственниками сложно и риэлторам, и самим арендаторам, — сетует Анна Карпова, директор департамента элитной недвижимости Est-a-Tet. — Им кажется, что их предложение "уникально и неповторимо", и "другой такой квартиры не найти"».
На дисконты и скидки подобные арендодатели соглашаются «со скрипом», якобы делая квартиросъемщику большое одолжение. А еще они склонны «раздувать» отдельные и зачастую несущественные (а порой и вовсе несуществующие) достоинства своих квартир: например, «прикрывать» разваливающиеся и заплесневелые стены жилья «шикарным» видом из окна.
Второй «подгрех» в категории «Моя квартира — просто золото» — это запрет на внесение любых изменений в жилое пространство. Речь здесь, очевидно, идет не о перепланировках со сносом разбушевавшимися арендаторами несущих стен, а о мелочах. «Такие слишком дотошные собственники настолько дорожат своим имуществом, что составляют опись на 100 листах с фотоотчетом, включая особо ценные дверные ручки, крышки для унитазов, дверные глазки и прочие детали интерьера», — говорит Дарья Самойлова, директор департамента аренды компании Blackwood.
Анне Карповой тоже встречались упорствующие владельцы, которые ни при каких условиях не хотели менять облик квартиры, «даже если ремонт сделан еще в 90-е со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде избытка позолоты и интерьера в духе Людовика XIV». Были и излишне педантичные: «Недавно на показе квартиры собственник попросил клиента не прислоняться к стенам. Сложно себе представить, как он представлял жизнь арендатора в квартире — не иначе как полет по воздуху без прикосновений к мебели и стенам», — смеется эксперт.
Многие владельцы грешат тем, что оставляют в квартире свои «реликвии» — дипломы за Олимпиаду по математике, проводившуюся полвека назад, значки «Мастеру коноплеводства» и «Воин-спортсмен», полученные тогда же, охотничьи трофеи, портреты и так далее.
«На стенах одного жилища висели фотографии хозяйки с мужем, которые собственники не разрешали снимать. С этим приходилось как-то жить! Потом выход был найден — когда хозяева звонили в дверь, фотографии вывешивались», — рассказывает Ирина Могилатова, генеральный директор агентства Tweed.
Квартиры, где слишком много таких следов чужой жизни, обычно арендаторам не нравятся. Но есть собственники, которые свои «музеи» вывозить категорически отказываются.
Я приду к тебе в субботу
Не смертельный, но очень распространенный недостаток арендодателей — это любовь к общению с жильцами, как телефонному, так и личному.
«Одна из самых главных проблем во взаимоотношениях арендаторов и собственников — частота посещений. Как правило, в договорах прописывается, что собственник может не чаще одного раза в месяц посещать квартиру и делать визуальный осмотр. Однако находятся весьма изобретательные владельцы, которые находят массу поводов лишний раз прийти в квартиру: вплоть до того, что "случайно" встречаются в подъезде и напрашиваются на чашку чая. Конечно, долго такое вторжение в личное пространство арендодатели не выдерживают», — отмечает Анна Карпова.
Да, такая безответная «любовь» собственника к арендатору добром не заканчивается почти никогда. Дело доходит до скандалов, достойных небезызвестной программы «Пусть говорят», выселений, мести экс-арендаторов. «Одна наша клиентка снимала квартиру в центре Москвы у очень странных и бесцеремонных хозяев, — приводит пример Ирина Могилатова. — Это была катастрофа! Они приходили к ней запросто без звонка, как бог на душу положит. В какой-то момент у хозяев появился лишний спальный гарнитур, и они его привезли, поскольку мебель нужно было где-то разместить. Но он оказался вторым! Так в квартире образовалась спальня с двумя гарнитурами».
Дело кончилось тем, что хозяйка попыталась повысить арендную плату, а когда сделать это не удалось, она нашла того, кто заплатил больше. После этого прежней съемщице было приказано съехать в течение суток. В отместку девушка оставила собственнице квартиры неоплаченные телефонные счета, причем за международные переговоры.
Бывают и более тяжелые случаи — когда арендодатель не просто слишком часто приходит, но и начинает считать жильца чуть ли не родственником. А между «своими» — какие счеты? Можно и столоваться в сданной квартире, и ремонт в ней затеять «для вашего же блага».
«В преддверии кризиса, когда цены на все росли буквально на глазах, хозяйка одной сдаваемой квартиры решила срочно закупить стройматериалы и сделать ремонт, пока все не подорожало в несколько раз, — рассказывает Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании "Бест-Новострой". — При этом арендатор ее совершенно устраивал. Пока материалы закупались, складировать их было решено в арендной квартире. Постепенно заменялись сантехника и входная дверь, на подходе были чистовые работы. В итоге арендатору пришлось съехать, так как терпеть неудобства было уже невыносимо».
Без в/п, с в/о и а/м
Излишняя требовательность к характеристикам потенциальных квартиросъемщиков — тоже нередкое явление на рынке жилой аренды. Порой может показаться даже, что собственник ищет не просто жильца, а нечто большее для выстраивания личных отношений.
«Сейчас, когда количество арендных предложений увеличилось, а спрос, наоборот, сократился, казалось бы, не время предъявлять потенциальным арендаторам особые запросы, — рассуждает Ирина Доброхотова. — Но тем не менее, практически все объявления о сдаче жилья внаем содержат определенные требования к будущим жильцам — как минимум, банальное "сдадим славянам" или "рассмотрим всех приличных". Не очень понятно, как арендодатели оценивают потенциальных съемщиков по таким критериям, как "адекватный" и "хороший" — а по таким параметрам тоже ищут. Видимо, используется какая-то субъективная шкала оценки».
Самые жесткие требования к будущим жильцам предъявляются в том случае, если сдается комната в аренду или в субаренду, — ведь уже живущие в квартире люди четко понимают, с кем смогут ужиться, а с кем нет. «Иногда кажутся удивительными требования к возрасту соседей — например, ищут женщину строго 25-30 лет. Вероятно, кому-то кажется, что, например, 32-летняя кандидатка уже не способна ужиться с соседями-музыкантами или дизайнерами», — иронизирует эксперт.
«Некоторые вовсе желают иметь в нанимателях исключительно того, кто работает вахтовым методом: на неделю уезжает из Москвы, а в столице приходит в съемную комнату лишь чтобы переночевать», — добавляет Оксана Полякова, заместитель директора департамента аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость».
Наиболее объяснимы и логичны требования к отсутствию животных — у собственников просто может быть аллергия на шерсть.
В свою очередь, довольно странно требовать от арендатора совместимости с квартирой, но и такие случаи встречаются. «Одним из самых необычных наших собственников элитного жилья, сдаваемого в аренду, является звездочет, — рассказывает Дарья Самойлова, директор департамента аренды компании Blackwood. — Этот арендодатель показывает квартиры исключительно по лунному календарю, принимая во внимание положение планет, приливы, отливы и прочие астрологические аспекты. Помимо этого, он составляет гороскоп совместимости квартиры и потенциального жильца. Конечно, всеми этими манипуляциями он отпугивает арендаторов».
Из других, менее страшных грехов собственников арендного жилья — неаккуратность, беспечность и даже пьянство. Впрочем, те, у кого есть «лишние» квартиры — тоже люди. И с учетом того, что сейчас предложение на рынке жилой аренды явно превышает спрос, как-то особенно извращенно издеваться над арендаторами они не стремятся. Золотые времена середины 2000-х, когда обидевшихся жильцов можно было легко заменить такими же, только согласными в шесть утра в воскресенье разгадывать по телефону кроссворды, давно закончились.