Пользователи Рунета охладели к международной политике. Судя по списку самых цитируемых в соцсетях материалов, в январе россиян перестали волновать терроризм, Сирия, Турция и Украина. Все их внимание было приковано к внутрироссийским скандалам. Аналитический центр Brand Analytics составил рейтинг цитируемости СМИ в социальных сетях и отобрал статьи, которыми чаще всего делились в Facebook, Twitter и «ВКонтакте». «Лента.ру» публикует результаты исследования.
Для многих СМИ январь оказался неудачным месяцем в соцсетях, отмечают специалисты центра. Главным образом это связано с новогодними праздниками, во время которых наблюдается традиционный спад пользовательской активности. Если в декабре пользователи различных соцмедиа разместили 4,2 миллиона ссылок на материалы 30 лидирующих в рейтинге СМИ, то в январе — всего около 3,2 миллиона.
Из топ-30 СМИ существенно нарастить цитируемость удалось только РБК (плюс шесть пунктов) и «Ленте.ру» (плюс восемь пунктов). Показатели остальных ресурсов либо снизились, либо оставались на уровне декабря. К слову, последний месяц 2015 года тоже был не самым удачным по объему перепостов и ретвитов материалов СМИ.
Смена повестки
Весь 2015 год внимание русскоязычных пользователей было сосредоточено на международных событиях: терактах, борьбе с боевиками «Исламского государства» (организация запрещена в России), ударах по Сирии, санкциях, гибридных информационных войнах, попытках остановить войну на Юго-Востоке Украины. Как уже писала «Лента.ру», рекордный трафик онлайн-СМИ принесли новости о сбитом российском бомбардировщике Су-24.
Первый месяц нового года показал иную тенденцию. Наиболее цитируемые заметки в соцсетях в основном касались вопросов внутренней политики и попыток разобраться в том, к чему приведут падение цен на нефть и скачки национальной валюты.
Самые цитируемые материалы января
Наибольшее число репостов в января набрала колонка директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева.
На втором месте оказалась новость «Ленты.ру» о смерти британского актера Алана Рикмана. За ней следуют короткая и ясная заметка на «Снобе» о вреде колбасы и репортаж «Дождя» с забастовки валютных ипотечников Райффайзенбанка.
Четвертым по числу перепостов стало известие LifeNews о похищении у уборщицы «Газпрома» сумки Dior за 300 тысяч рублей. Полиция частично опровергла информацию о краже, но в соцсетях уборщицу быстро превратили в мем. В Twitter даже появился профиль «Уборщица Газпрома», который, однако, перестал обновляться после спада интереса к теме.
На уровне «Уборщицы Газпрома» (3,5 тысячи ссылок) цитировался душераздирающий рассказ врача, работающего с бывшими пленницами «Исламского государства». В опубликованном «Новой газетой» материале он описал истории бывших секс-рабынь, некоторым из которых еще не исполнилось и 10 лет. Статья содержит описания сцен жестокости, поэтому «Новая» пометила его маркировкой «21+».
В топ цитируемых вошел и сюжет Первого канала о петербургских врачах, выполнявших кесарево сечение и оставивших в животе пациентки простыню.
Кадыров — гордость?
Широко разошлась по соцсетям заметка «Московского комсомольца» об антикадыровском флешмобе. Акцию запустили пользователи, вставшие на сторону депутата красноярского горсовета Константина Сенченко. В ответ на заявление Кадырова о том, что оппозиционеры — враги народа, он назвал главу Чечни позором для страны.
За флешмобом в поддержку Сенченко последовала более масштабная акция сторонников президента республики. В Instagram, Facebook, Twitter и «ВКонтакте» они публиковали фотографии с плакатами «Кадыров — патриот России». Позже лозунг трансформировался в «Кадыров — гордость России». К флешмобу присоединились режиссер Федор Бондарчук, рэпер Тимати, певец Николай Басков, актер Игорь Верник и другие российские звезды.
Акция вышла далеко за рамки соцсетей. Поклонники Кадырова сняли о его величии клип, а жители Чечни вышли на митинг в Грозном с плакатами «Кадыров — гордость России».
Ненамного меньший интерес вызвала колонка Кадырова «Шакалы будут наказаны по закону Российской Федерации», вышедшая в газете «Известия». Но некоторые пользователи усомнились в авторстве материала, начинающегося с фразы «моя риторика», выражения, совсем не характерного для лексикона президента Чечни.
Как считали
Для расчета рейтинга Brand Analytics обработала более 630 миллионов русскоязычных записей в Facebook, Twitter, «ВКонтакте», Instagram, YouTube, Google+, «Моем мире». Компания также исследовала блоги, форумы, новостные статьи и комментарии к ним, тематические сайты и группы.
В сообщениях были использованы более 630 миллионов ссылок на внешние ресурсы, в том числе 61 миллион «коротких ссылок» типа t.co, fb.me или goo.gl.