Президентский Совет по правам человека раскритиковал разработанный Минюстом проект закона, уточняющий определение политической деятельности для НКО. Глава совета Михаил Федотов предлагает считать таковой непосредственно «борьбу за власть», но не различные формы взаимодействия с властью, как предлагает ведомство. Представители Минюста и депутаты Госдумы признали, что универсальное и исчерпывающее определение политической деятельности дать практически невозможно, и сравнили иностранных агентов с пальмовым маслом.
Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) собрался на специальное заседание, чтобы дать оценку новому законопроекту, уточняющему понятие политической деятельности для НКО. Совет пригласил на обсуждение представителей различных организаций, внесенных Минюстом в реестр иностранных агентов, в том числе ассоциации «Голос» и «Комитета по предотвращению пыток».
Уточнить понятие политической деятельности президент Владимир Путин поручил по итогам встречи с членами СПЧ, которая состоялась 1 октября 2015 года. Правозащитники добивались этого с 2012 года, когда был принят закон об иностранных агентах, то есть некоммерческих организациях, занимающихся политикой и получающих иностранное финансирование. По их словам, из-за нечеткой формулировки, данной в законе, в реестре Минюста оказались организации, не имеющие отношения к политике, в том числе женские и экологические.
Поиском нового, более точного определения занималась специально созданная рабочая группа, в которую вошли представители Минюста, ФНС, Генпрокуратуры, депутаты Госдумы, сенаторы, руководители регионов, правозащитники.
За основу решено было взять подготовленный Минюстом законопроект. В конце января он был опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru для прохождения антикоррупционной экспертизы.
Согласно действующему сейчас закону о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента (принят в 2012 году), НКО признается участвующей в политической деятельности, если она «участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».
Новый законопроект предлагает более подробное определение (см. врез).
Обращаясь к членам президентского совета и представителям НКО-иноагентов, директор департамента по делам некоммерческих организаций Минюста Владимир Титов заявил, что законопроект создавался нелегко. Разработчики ориентировались на постановление Конституционного суда от 8 апреля 2014 года и в целом попытались составить исчерпывающий перечень видов политической деятельности.
Главе СПЧ Михаилу Федотову усовершенствованное определение не понравилось. Он уверен, что политикой надо считать только собственно борьбу за власть, а не любое взаимодействие с органами власти. По мнению Федотова, можно признавать политическими те НКО, которые проводят собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования, выдвигают кандидатов на выборах, формируют избирательные комиссии и проводят предвыборную агитацию.
В то же время, полагает он, нельзя относить к политике участие НКО в осуществлении общественного контроля, в консультативных, совещательных и иных организациях при органах госвласти.
А иначе получается, настаивал Федотов, что политической деятельностью будет считаться, например, письмо в горадминистрацию с просьбой вырыть колодец. «Ведь это попытка повлиять на решение чиновников, — обратился он к Титову. — Получается, что задача, поставленная после встречи с президентом, — сделать так, чтобы в реестр не попадали НКО, которые не занимаются политической деятельностью, — не выполнена».
Исчерпывающее определение
К сферам, в которых осуществляется политическая деятельность, Минюст предлагает относить госстроительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, законности, правопорядка, безопасности, обороны, целостность и устойчивость политической системы, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также регулирование прав и свобод человека и др.
В документе указано, что политической деятельностью должно признаваться участие в проведении публичных мероприятий, дискуссий и выступлений, наблюдение за выборами. А также публичные обращения к государственным органам, их должностным лицам, иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов.
Политической деятельностью предлагается признать оценки решений и политики властей, формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе проведение социсследований.
В документе перечислены виды деятельности, которые политической не являются. Это деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, соцобслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни и т.п.
Федотов раскритиковал законопроект и за то, что он «очень неконкретен в вопросе о том, что такое иностранное финансирование, что такое иностранный источник и передача имущества».
«Если вы получили деньги в качестве платы за размещение рекламы, продали свой компьютер иностранцу, это что — получение имущества от иностранного лица?» — рассуждал он.
Однако это отдельные недоработки, подчеркнул Федотов, а в целом принципы, на которых построен законопроект, устраивают правозащитников. Ожидается, что теперь НКО будут относить к политическим после тщательной проверки по трем направлениям: сферы, цели и формы их деятельности.
Владимир Титов пытался донести до собравшихся, что, если они не получают иностранные деньги, этот закон их не коснется: «Критикуйте тогда кого угодно». Но, судя по недовольным комментариям из зала, избавиться от иностранных спонсоров ряду НКО не представлялось возможным.
Присутствовавшие в зале были уверены, что вместо уточнения произошло расширение тех видов деятельности, которые подпадают под политическую.
Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин обратил их внимание на то, что «исключительно сложно и практически невозможно в целом ряде случаев до предела раскрыть термин», дать исчерпывающее и универсальное определение. «В том постановлении Конституционного суда есть ссылка на решение ЕСПЧ, где [Европейский суд] определяет возможно допустимые пределы того или иного толкования. Тем не менее понятно, что должна быть точность, но в то же время все равно пределы какие-то остаются», — сказал он.
Предпринятая попытка, продолжал Плигин, — это «шаг навстречу гражданскому обществу», ответ на его запрос.
Глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов использовал доводы геополитического порядка, а именно необходимость защитить страну от иностранного влияния. Он считает, что предложенное определение — это «лучше, чем есть сейчас».
«Иностранных агентов» Нилов призвал не переживать слишком сильно по поводу присвоенного им обидного статуса.
«Ну включили вас в этот реестр — про него знает, наверное, только Садовое кольцо, в регионах нет этих проблем. Насколько вредно пальмовое масло — но пишут же на упаковках на розовом фоне красным шрифтом — и потребитель не видит», — обратился он к аудитории.
«Мы тоже раньше так думали. Но поняли, что этот статус влечет конкретные правовые последствия для НКО», — возразил член СПЧ, председатель «Комитета по предотвращению пыток» Игорь Каляпин.
В ответ Владимир Титов из Минюста пообещал, что правоприменительная практика ведомства изменится в лучшую сторону, если закон будет принят. Он сообщил, что планируется пересмотр принятых ранее решений по включению НКО в реестр иноагентов.
В течение недели правозащитники из СПЧ собираются подготовить свои рекомендации к законопроекту. По словам члена совета Елены Тополевой-Солдуновой, они задумали провести эксперимент: наложить поправки на принятые решения о включении НКО в реестр иностранных агентов. Если в результате эти решения надо будет отменять, то законопроект рабочий, а если окажется, что все равно они сохраняют силу — значит, законопроект работать не будет.