«У меня есть синдром русского за границей» Рассказ жителя Подмосковья, переехавшего в Черногорию

ЦиклНаши люди за границей

Фото: Евген Попов

Обосноваться у моря, есть полезные продукты, дышать чистым воздухом, замедлить темп жизни — об этом мечтают многие жители крупных городов. Продолжая цикл материалов о россиянах, поселившихся за границей, «Лента.ру» публикует историю Евгена Попова, который увез семью из подмосковных Люберец в уютный черногорский городок Херцег-Нови.

Я родился в Люберцах, с трех до 15 лет жил с родителями в Архангельской области. Отец служил в гражданской авиации и ему было интересно работать на севере. Наши корни из Сибири, много родственников живет в Иркутске и Улан-Удэ. В детстве я каждый год летом бывал на Байкале. Когда учился в выпускных классах, мы вернулись в Люберцы. В общем, по России покатался. Окончил Государственный университет управления, работал в разных компаниях в сфере маркетинга, с 2005 года — в рекламных агентствах. В 2011-м основал свою веб-студию и продолжаю работать с разными крупными рекламными агентствами. Сейчас 35 лет, женат, дочери семь лет.

Почему бы не уехать

После рождения ребенка сильно поменялись приоритеты и ориентиры. Мы начали задумываться о будущем дочки. Первое, чего хотелось, — нормальной экологии и питания. Потом стали думать о ритме жизни: живя и работая в Москве, невозможно полноценно воспитывать ребенка, проводить с ним достаточно времени. Либо надо няню нанимать, либо просить о помощи бабушек-дедушек, либо не работать кому-то из родителей. Так как и моя жена, и я не можем без работы, для нас последний вариант неприемлем.

Хотелось и безопасности. В своем детстве мы могли с ранних лет гулять во дворе, а сейчас в Москве ребенка так просто одного никуда не отпустишь.

В Черногорию приехали впервые в 2008 году, просто на отдых. Увидели там многое из того, что считаем важным для комфортной жизни: хороший климат, очень чистый воздух, качественные продукты, низкий уровень криминала. Приятно удивило фактическое отсутствие языкового барьера: местные хорошо понимают русский, а мы, в свою очередь, легко могли уразуметь, о чем они говорят. К россиянам относятся очень хорошо.

Сначала мы и не думали переезжать, а просто купили маленькую квартиру-студию в Черногории. Она действительно очень маленькая и недорогая — настолько, что в рамках нашего бюджета на тот момент оказалось всего две выставленных на продажу квартиры: в городах Бар и Херцег-Нови. Мы выбрали последний вариант.

В те «жирные» двухтысячные мы неплохо зарабатывали, нам помогли родственники и друзья. После покупки мы приезжали отдыхать летом на море. А потом я создал свою студию и смог работать полностью удаленно, что дало возможность не привязываться к Москве. Сейчас мы живем в Черногории почти пять лет. Почти, потому что первые годы мы жили не круглый год, а по нескольку месяцев в году.

Переезд

Технически никаких сложностей с переездом не возникло. Была весна, загрузил машину самым необходимым и через неделю неспешного путешествия по Европе приехал в Черногорию.

Сложно было психологически: страх перед неизвестностью, ответственность за семью. Мы, по сути, перебирались на пустое место, без друзей и родственников. Жизнь планировали строить с чистого листа — в неизвестной среде, в другом менталитете. Но все не так уж и непреодолимо — желание переехать оказалось сильнее страха неизвестности.

Херцег-Нови — еще не вся Черногория

Черногория очень разная, сильно все перемешано. На юге больше мусульман — албанцев, а ближе к Хорватии — там, где наш Херцег-Нови, все более по-западному, жизнь подороже, живут в основном сербы. В Тивате велико влияние англичан, они там любят отдыхать, переезжают туда жить, делают бизнес. Подальше от моря, в старинном горном Цетинье, преобладают черногорцы, на севере страны — православные сербы и сербы-мусульмане.

Вообще здесь все очень толерантно, религиозную и национальную тему стараются не затрагивать: война была не так давно, вопрос до сих пор остается больным. В стране живут и черногорцы, и сербы, и хорваты, и боснийцы, и албанцы… И все они до сих пор не могут договориться, как называть государственный язык: сербский, черногорский, сербско-хорватский? По сути это одно и то же, поэтому местные обычно туманно называют его «наш язык».

Что делать?

Карьера моя строится постепенно. Не скажу, что все хорошо: тут нет как таковой работы, только предпринимательство. Чем, в общем-то, я и занимаюсь. Помимо основной своей деятельности, о которой я говорил выше (студия веб-дизайна), я хочу тут зацепиться основательно. Это предельно сложно, так как экономика страны не развита и потребительская способность очень низкая. Да и сама численность населения смешная по сравнению с российскими мерками: в Черногории постоянно проживает 600 тысяч человек. Это как Подольский район Подмосковья.

Основные доходы населения — летний туристический сезон и недвижимость. Ни то, ни другое мне не интересно. Я тут занимаюсь бизнес-консультированием — помогаю мелкому и среднему бизнесу развивать свои проекты, чтобы, наконец, появились альтернативы сдаче квартир летом и прокату автомобилей.

Сухие цифры и проза жизни

Квартиру свою мы купили у местных, а не у русских. Нашли через интернет нормальное агентство, которое нам помогло совершить сделку. Сейчас цены сильно снизились по сравнению с теми, что были пять лет назад. Стоимость жилья зависит от качества дома и его расположения относительно моря. В среднем — примерно 1500 евро за квадратный метр.

Расценки на аренду тоже разные, в среднем — 300 евро в месяц за двухкомнатную квартиру, удаленную от моря и центра города.

Электричество здесь дорогое. На отопление ежемесячно уходит от 100 до 200 евро зимой и 50 летом. Водоснабжение обходится недорого — около 10 евро, плюс пять евро за вывоз мусора. Бензин стоит чуть больше одного евро за литр.

Ну и, пожалуй, приведу цены на некоторые продукты: молоко — 80 центов за литр, говядина — пять-восемь евро за килограмм, картошка — 30 центов, сыр — от трех евро, рыба — от девяти евро, яйца — 1,20 евро десяток, хлеб — 70 центов. Овощи сезонные дешевые — один-два евро за килограмм, несезонные — один-четыре евро. Сейчас апельсины стоят 20 центов, яблоки — 25 центов, бананы — один евро. Все продукты фабричного производства — от соседей: сербские, хорватские, итальянские. Стоят недорого, потому что ввозятся без пошлин. Все свежее, потому что закупается малыми партиями, но и ассортимент небольшой.

Государственная медицина не очень-то отличается от нашей: те же очереди в поликлинике, немолодые врачи, которые не всегда в состоянии назначить правильное лечение. Также можно пойти на прием в частную клинику, это будет стоить примерно 25 евро.

Вид на жительство с недавних пор можно получить сразу же после приобретения недвижимости. Если оформить юридическое лицо, через пять лет можно подать заявление на ПМЖ сроком на пять лет. Его получатель обладает всеми правами, имеющимися у граждан страны, кроме избирательных.

Гражданство получить сложно, причем не только россиянам, но и сербам, и хорватам: изменение этнического состава населения в маленькой стране легко может привести к тому, что новые жители, получив избирательные права, поменяют расстановку политических сил.

Русские и адаптация

В Черногории 30 тысяч единиц недвижимости куплено россиянами. Это не значит, конечно, что все живут здесь постоянно, многие используют это жилье только во время отпусков. В Херцег-Нови живут несколько сотен русскоговорящих семей, во всей Черногории — несколько тысяч.

Мы люди общительные и изначально желали интегрироваться в местное общество. У меня, правда, есть многим хорошо знакомый «синдром русского за границей»: не всегда хочется общаться с соотечественниками, особенно когда видишь, как ведут себя некоторые наши туристы. Если говорить о местных русских — люди тут разные, как, собственно, и в России. Но русские друзья из числа здешних у нас есть. С черногорцами и сербами тоже тесно общаемся. Вообще, когда с человеком дружишь достаточно долго, не особенно задумываешься о его национальности.

И диаспора тут есть. Два года назад открыли Русский культурный центр в Херцег-Нови. Его цель — объединить живущих в городе соотечественников, учить детей не терять идентичность, рассказывать местным жителям о нашей культуре и стране. Черногорцы приходят, даже читают с нами стихи Есенина. На уроки русского классического балета, которые ведет балерина-россиянка, приходят и российские дети, и местные. Еще проходят уроки русского и сербского языков. Я репетирую и выступаю с музыкальной группой.

Дети вообще адаптируются очень быстро. Язык схватывают — чем младше, тем проще. Наша дочь в детском саду уже через два месяца нормально говорила на местном языке. А сейчас она во втором классе, и я сам иногда прошу ее перевести какие-то слова, которых не знаю.

Черногорцы, как я уже говорил, к россиянам относятся очень хорошо. Любят подчеркнуть в разговоре, что мы одной веры и что мы, славяне, должны держаться вместе. Геополитику государства не особенно одобряют: говорят, что даже если Черногория вступит в НАТО, это не должно ничего значить — страна сохранит хорошие отношения с Россией.

Досуг

Организованных развлечений тут нет в принципе: все развлекаются сами, как умеют. Я бегаю по горам и хожу в походы. Дочь ходит на балет и рисование. Жена учит русскому языку местных жителей. Сами устраиваем концерты, участвуем в уличных фестивалях.

В плане каникул мы привязаны к российскому графику из-за моей работы, так что отдыхаем обычно на новогодние праздники и летом. Ездим в Европу, в Москву либо на горнолыжные курорты в ближайшие регионы — в Боснию или в черногорские Жабляк, Колашин. Это, конечно, не Альпы, зато близко: как из Москвы до Сорочан доехать.

По выходным хожу в походы или бегаю в горах (сейчас как раз начался сезон соревнований). Весной, летом и осенью еще в парусных регатах принимаю участие.

К морю остываешь довольно быстро: купаться и загорать надоедает через пару месяцев. Купаюсь в основном для закалки, почти круглый год. Летом вообще на пляж ходить некогда — работать надо. Разве что перед сном забежишь окунуться. А в высокий сезон на пляж и не тянет, слишком много отдыхающих. В августе, наоборот, приятно уехать от жары и толпы.

В Москву? В Москву?..

В Москве бываю примерно раз в год. Эмоции смешанные. Рад повидать родственников и друзей, но с ними контакт, по сути, и так не прерывается благодаря интернету. А вот экология, пробки и прочее оставляют не самое лучшее впечатление. Уже в аэропорту замечаешь, что воздух не тот, что в Черногории.

Вообще Черногория — это страна для состоятельных пенсионеров и маленьких детей. Здесь идеально пожить с ребенком до окончания начальной школы, чтобы набрался здоровья и укрепил иммунитет. Активной молодежи тут будет скучно.

А сейчас из-за изменения курса рубля к евро здесь стало еще и дорого. Знаю, что многие россияне уже уехали отсюда именно из-за этого — либо вернулись на родину, либо нашли более бюджетную страну для проживания.

Конечно, никакой сказки тут нет. Мы в любом случае остаемся для местных иностранцами, никогда не станем полностью своими. С другой стороны — надо ли это? Главное, что живется здесь вполне комфортно.

P.S. Редакция удаляет оскорбляющие героя (героиню) материала комментарии и блокирует авторов данных высказываний.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше