В нынешнем апреле Латвия столкнулась с нашествием бобров. Грызуны выходят на сушу, нападают на мирных прохожих и оскверняют памятники в центре Риги. Граждане жалуются работникам экстренных служб, а власти пытаются придумать, как усмирить обнаглевших животных. «Лента.ру» разбиралась в сложных отношениях бобров с латышами.
Хатка с краю
Бобровое население Латвии составляет, по подсчетам специалистов, свыше сотни тысяч голов. В Риге с бобрами, обитающими в городских каналах, сражаются уже многие годы. Жителей латвийской столицы беспокоит, что от острых зубов водяных грызунов страдают вековые дубы — гордость города, часть его исторического облика. При этом животные чувствуют себя очень уверенно, как у себя дома, например затеяли строить свои хатки в одном из наиболее престижных районов — рядом с Латвийской национальной оперой. Органам самоуправления пришлось распорядиться огородить деревья на берегу канала сеткой, но она оказалась недостаточно прочной и не спасает от острых резцов. Бобры выходят из воды по ночам и безбоязненно заготавливают строительный материал.
Вопрос предлагалось решить выселением вредителей или их заготовкой на мясо и шкурки, но от этих вариантов отказались из соображений гуманности. Кроме того, звери приносят и некоторую пользу: они стали местной туристической достопримечательностью. Экологи стали подбрасывать бобрам древесные ветки, чтобы те оставили в покое деревья, но метод сработал лишь отчасти. Служащий Рижского зоопарка Мартиньш Зилгалвис, которого поставили следить за подкормкой, рассказывает: «Бобры все время что-то грызут, потому что зубы у них растут всю жизнь. И хочется их поточить, десны почесать. Больше всего грызуны любят кору, поэтому страдают деревья и кусты. Чем мягче веточки, тем они предпочтительнее. Вот мы и выбрали одни из самых тонких: ивовые и вербовые прутики. Сегодня ветками поделились жирафы — уж очень много им привезли. Мы приезжаем всего раз в неделю, но судя по тому, что каждый раз веток нет, понимаем: наше меню бобрам нравится». Наблюдать за процессом кормления могут все горожане.
Некоторые звери обзавелись собственными именами. Недавно мэр Риги Нил Ушаков выставил на своей странице в Facebook фотографию бобра по имени Аскольд. А на днях грызуны совершили совсем уж вопиющее преступление. Суть происшествия описал градоначальник: «Несмотря на то что Дума подкармливает живущих в Риге бобров, они сожрали цветы прямо у памятника Свободы. Неблагодарные».
Надо отметить, что монументу Свободы (в просторечии «Милда»), расположенному в центре города, на бульваре Бривибас, и так не очень-то везет в последнее время. Несколько лет назад у его подножия постоянно ловили английских туристов, почему-то облюбовавших постамент для того, чтобы справлять малую нужду. Проблему удалось решить, установив поблизости видеокамеры. Теперь вот новая беда — бобры.
Жители столицы относятся к «бобровой проблеме» преимущественно юмористически, не упускают случая позубоскалить. «Нужно ввести в строй еще одну роту почетного караула — в национальной обуви с деревянными подошвами. Они будут громко топать вокруг "Милды" и отпугивать бобров. А если серьезно, то не до смеха! Ведь если из канала могут выбраться бобры и подползти аж к самой "Милде", то что помешает сделать это российским боевым пловцам — диверсантам? Нужно срочно укреплять рубежи на восточной границе! Не снижать накала борьбы! Сегодня — канальный бобр, а завтра — российский СОБР! Там, где не выловят бобров, и диверсант проплыть готов!» — сказал «Ленте.ру» рижский поэт Сергей Корниенко.
Виталий вместо Третьей мировой
Страдает от мохнатых не только Рига. Недавно вопиющий случай произошел в Даугавпилсе — том самом городе, где, если верить недавно нашумевшему фильму британской BBC, может начаться Третья мировая война. Суть происшествия в следующем. Горожанин Сергей мирно шел ночною порой по улице Лиепаяс, как вдруг на него кто-то прыгнул. Этот кто-то оказался бобром, неведомо как оказавшимся в городе, — район густонаселенный, водоемы поблизости отсутствуют, рядом детский садик... Не обращая внимания на попытки его отогнать, четвероногое вцепилось в конечность и принялось терзать ее. Потерпевший упал на асфальт, но нападающий не оставил его в покое. Позже Сергей рассказал в местной прессе подробности постигшего его кошмара: «Когда я лежал, он отпускал ногу и просто сидел рядом со мной. Но стоило мне пытаться подняться, как он снова вгрызался мне в ногу. Тогда, лежа на земле, я набрал 112 (номер службы спасения — прим. «Ленты.ру») и сказал, что на меня напал бобер. Но меня не восприняли всерьез и положили трубку. Тогда я позвонил другу. Он тоже сначала не поверил, но приехать согласился. Он несся на всех парах, его остановили сотрудники дорожной полиции. Когда услышали, что он едет выручать товарища, на которого напал бобер, предложили ему подуть в трубочку. Убедившись, что он трезв, приехали вместе с ним. Полицейские и вызвали скорую, меня отвезли в больницу».
«Злодея», которого, кстати, окрестили Виталием, препроводили в приют для животных, а спустя некоторое время, убедившись, что он не бешеный, выпустили в близлежащий водоем. А пострадавшего доставили в больницу, где на ногу наложили швы и назначили курс уколов. Сейчас Сергей постепенно поправляется и радуется тому, что еще легко отделался. «Семейный врач рассказал мне о случае примерно полугодовой давности. Там мужчина принялся убегать от бобра и как-то так развернулся, что бобер порвал ему артерию на ноге, и ногу пришлось ампутировать. Кого угодно ожидаешь встретить на пустой улице среди ночи, но точно не бобра! И хорошо еще, что ему на пути встретился я. А будь то женщина, ребенок...»
Действительно, «бобровая угроза» для Даугавпилса — дело привычное. Десять лет назад, когда автор этих строк работал в местной прессе, его как-то разбудил рано утром звонок от редактора. Оказалось, что бобер забежал в сквер Славы и пугает там даугавпилчан. Мы с фотографом немедленно отправились на место происшествия и обнаружили водяного гостя забившимся под скамейку. Мы героически предупреждали его попытки сбежать до тех пор, пока не приехала из приюта для животных девушка, вооруженная пневматическим ружьем с сонными ампулами. Даже получив в бок пару таких ампул, зверь, в крови которого бурлил адреналин, никак не желал успокаиваться. Мы насилу запихнули брыкающееся животное в металлическое ведро и с огромным трудом держали крышку, пока везли его до приюта. Позже бобра выпустили на волю.
А совсем недавно появилась информация о том, что Виталий вновь вышел на охоту. Он ли это был или другой бобер, но на сей раз зверь потревожил парочку, ехавшую в час ночи домой по даугавпилсской улице Вентас. «Сначала мы сделали несколько фоток из машины, потом все же рискнули выйти. Бобр был вроде спокойный, куда-то спешил по своим делам», — свидетельствуют очевидцы.
Реклама от агрессора
Представитель Международной ассоциации клубов (МАК) «Что? Где? Когда?» в Прибалтике, президент даугавпилсского Клуба интеллектуальных игр «Эрудит» Александр Барбакадзе сказал корреспонденту «Ленты.ру», что у него есть два вывода из этой истории — грустный и позитивный. «Бывший промышленный город, в эпоху независимой Латвии успешно достигший уровня депрессивного региона, становится своеобразным поставщиком "жареных" новостей: то в фильме BBC местные сепаратисты пытаются начать Третью мировую войну, то в сериале "Ночной администратор" восточноевропейские бандиты дарят лучшую водку из Даугавпилса, то бобры берут в заложники людей. Впрочем, местная власть тоже способствует этому, вознамерившись открыть музей шмаковки (местной самогонки). После этих новостей заманить туристов в Даугавпилс будет так же легко, как на экскурсию в Гарлем».
Впрочем, по мнению Барбакадзе, не все так плохо: «Несмотря ни на что, народ не теряет оптимизма. Отличившийся бобер получил имя Виталий, люди шутят о нем, предлагая вместо запланированного в нашем городе помпезного монумента в честь столетия независимости Латвии поставить памятник бобру. А молодежь даже читает рэп: "Держи уши торчком, ты не в Италии — это же Дэпилс, детка. Тебе еще перед бобром Виталей держать ответку…»
Некогда густонаселенный промышленный Даугавпилс нынче переживает упадок и отток населения, сказал «Ленте.ру» местный журналист Юрий Каршин: «Возможно, в этом "смешном" происшествии скрыто какое-то метафорическое сообщение даугавпилчанам. Когда-то полнокровный, оживленный город ныне прозябает в тусклом быту и вялом потребительстве, ибо нечем больше жить, и на смену людям идет бодрая, созидательная и атакующая форма жизни. Ведь и бобра-агрессора прозвали Виталием (от латинского слова "виталис" — живой), что как бы символизирует...»
Так или иначе, но Виталий действительно прославил Даугавпилс: известие о происшествии с его участием перешагнуло даже государственные границы и активно обсуждается в интернете. Как знать, может быть, это принесет Даугавпилсу дополнительную прибыль от туристов, приехавших посмотреть город, где живет знаменитое животное.