О том, что родиной Олимпиад является древняя Эллада, слышали все, но мало кто знает, как на самом деле проходили спортивные соревнования в древней Олимпии. «Лента.ру» рассказывает о некоторых нюансах античных традиций.
Год первой Олимпиады — 776 до рождества Христова, он же год отсчета эллинского летоисчисления. Однако сами греки уверены, что Олимпиады появились гораздо раньше, а учреждение их, естественно, связано с богами. На худой конец — с героями.
Олимпийский подвиг Геракла
По эллинской традиции, 776 год до н.э. — это время не начала, а возрождения Олимпиад. А начало их уходит в легендарное прошлое, ко временам Геракла. Именно сын Зевса учредил первые игры после того, как коварный царь Элиды Авгий (кстати, аргонавт и сын бога морей Посейдона) не захотел расплачиваться с ним за очистку всем известных конюшен. Великий герой, как положено, покарал нечестивца, а в честь победы учредил игры. Точнее, игры вроде как и раньше проводились по инициативе самого Авгия, но Геракл их освятил своим присутствием и наказал традицию продолжать.
Это лишь одна из легенд, есть и другие. Объединяет их место действия — Элида — и личность Геракла, героя, покровительствующего играм. Хотя на самом деле все даже интереснее: ученые считают, что игры корнями уходят в микенскую эпоху. Подробностей мы не знаем, но, похоже, проводились они первоначально в области Писатида, а когда она была завоевана элидцами, переехали в их столицу — Олимпию. Обе эти области расположены на Пелопоннесе — самом южном полуострове Греции.
А что же случилось в 776 году до н.э.? Здесь уже все более реально, хотя без богов и легенд тоже не обошлось. К этому времени традиция игр была заброшена из-за постоянных взаимных обид и бесконечных набегов одного племени на другое. А тут еще эпидемия чумы приключилась, что воспринималось как прямое свидетельство недовольства богов. И тогда совершенно удрученный царь Элиды Ифит отправился в знаменитые Дельфы, где обратился к Пифии с вопросом, как прекратить междоусобицы. И получил совет: возобновить традицию игр. Считалось, что посредством Пифии вещал сам бог Аполлон, так что ослушаться было никак нельзя.
Но один скромный Ифит был не в состоянии организовать общегреческие игры, посему он обратился за помощью к знаменитому Ликургу — человеку, который создал спартанские законы в том виде, в котором они вошли в историю. Мудрый старец поддержал идею, и вскоре она обрела общеэллинский статус. Тогда же были учреждены и записаны правила проведения соревнований, и появилась принятая всеми традиция экехерии — обязательного перемирия на время игр.
По сути же спортивные игры стали выражением присущего эллинской цивилизации агонизма, то есть духа соревновательности. Это качество было основой мироощущения каждого гражданина полиса и всего греческого мира в целом. Можно сказать, именно это принципиально отличало эллинскую культуру от всех остальных.
Каждый атлет клялся Зевсу, что он чист
Итак, 776 год до н.э. — это время возрождения античных Олимпиад в новом, уже не легендарном, а вполне конкретном общегреческом формате. И мы вправе называть эту дату началом традиции — во всяком случае, в том, что касается формы проведения соревнований. Итак, игры проводились раз в четыре года, по високосным годам. Соответственно, летоисчисление шло по указанию года от последней Олимпиады: например, третий год 12-й Олимпиады. Порядок летоисчисления не менялся, даже когда соревнования не проводились, хотя такое было лишь один раз, при императоре Нероне. Всего в античную эпоху состоялось 293 Олимпиады, так что нам с нашими 22 зимними и 31 летними играми до греков еще очень далеко. Эпоха древних Олимпиад от первой до последней продолжалась 1168 лет.
Время соревнований было постоянным: первое полнолуние после летнего солнцестояния. Обычно это был месяц Гекатомбеон, наш август. Выбор был легко объясним и вполне логичен: это период между жатвой и сбором винограда. Длительность соревнований менялась в зависимости от количества видов программы, об этом речь впереди. Изначально все мероприятия занимали сутки, потом пять дней, потом разрослись до нескольких недель.
К соревнованиям допускались только полноправные граждане полисов, естественно, исключительно эллины. Только мужчины — женщинам даже вход на спортивные арены был запрещен под страхом смерти. Перед соревнованиями проходил суровый отбор, который вели элланодики — члены специального судейского комитета. Из уважения к хозяевам все они представляли Элиду, обычно их было десять-двенадцать. Отбор начинался за месяц до игр. Каждый желающий участвовать в соревнованиях атлет сначала давал клятву перед статуей Зевса, что он чист перед законом и людьми, то есть точно не совершал никаких предосудительных деяний. Учитывая религиозность людей той эпохи, понятно, что такая клятва перед верховным богом дорогого стоила и вряд ли могла считаться условностью.
Главными арбитрами были боги
Чтобы понять деяния эллинов, нужно обратиться к их представлениям о гармонии. Древние греки считали, что в мире все взаимосвязано и достижение совершенства в чем-то одном не создает идеального человека. Истинно красивым может считаться лишь тот, кто хорош во всех аспектах бытия: патриотичный гражданин, сильный воин, хороший семьянин, почитающий богов. Физически красивый и сильный муж, не соответствующий идеалу гражданина, скорее дискредитирует совершенство, нежели подтверждают его, — такой человек не достоин подражания, а значит, и участие его в общественной жизни не приветствуется. Олимпионик же, то есть победитель олимпийских соревнований, сразу становился кумиром молодежи — значит, должен был соответствовать статусу по всем параметрам.
Кстати, этим же объясняется тесное переплетение античного спорта с культурой. Олимпиады ведь не ограничивались только состязаниями атлетов, здесь проходили музыкальные и поэтические представления, в которых спортсмены принимали непосредственное участие. Это не значит, что они обязательно должны были выступать и побеждать, но непременно участвовали в процессиях, показывали свое понимание и заинтересованность. Культура физическая без культуры музыкальной или поэтической не воспринималась как что-то полноценное. К тому же подобные церемонии должны были услаждать слух богов и воспринимались как часть сложного обряда жертвоприношений.
Собственно, все игры воспринимались как подношение богам, они же были главными арбитрами, элланодики лишь следили за соблюдением правил, как бы установленных богами. Для утверждения правил и поддержания порядка им в помощь давался отряд вооруженных воинов-алитаев. Они были единственными, кому разрешалось в Олимпии носить оружие, остальные должны были его сдать на хранение при входе в олимпийский комплекс. Нужно оговориться, что был (и есть) город Олимпия, а есть и расположенный неподалеку и одноименный комплекс зданий, стадионов и храмов, считавшийся общегреческим святилищем. Соревнования проходили именно там, а не в городе.
Победа должна быть красивой
Действо начиналось загодя, с рассылки послов-глашатаев, которые назывались феоры. Они объезжали все области греческого мира и возвещали о перемирии и начале игр. Их принято было встречать с почетом и отмечать событие праздником и жертвоприношениями богам. За месяц начинался отбор съезжавшихся в Олимпию участников. Они должны были продемонстрировать свое умение и силу, и если их уровень устраивал высокую комиссию, они приступали к тренировкам уже непосредственно в Олимпии. Для этого были созданы все условия: оборудованы роскошные палестры и гимнасии, построена грандиозная гостиница для атлетов. Даже ее сохранившиеся руины весьма впечатляют, легко представить, как это выглядело в древности. Здание построено как перистиль, то есть с большим внутренним двором, со всех сторон окруженным комнатами. Внутренний двор обрамляют 44 колонны, внешний контур — 138 великолепных колонн. Эти шикарные сооружения строились на пожертвования, как и храмы, коих в Олимпии предостаточно.
При отборе судьи руководствовались не только спортивными характеристиками, но и эстетическим впечатлением. Это еще одна особенность древних Олимпиад: важна не только сама победа — она должна быть красивой. Сильного атлета могли не допустить, если стиль его выступлений был некрасив или сам он выглядел неэстетично. У эллинов были определенные стилистические традиции в каждом виде соревнований, и спортсмен должен был им соответствовать. Не просто метнуть диск, а сделать это именно так, как было принято. Бежать обязательно с высоко поднятой головой, широким красивым шагом. Точных данных о конкретных ограничениях мы не имеем, но дошедшие до нас свидетельства и изображения весьма красноречивы. Кстати, при равенстве результатов именно эстетическое впечатление становилось главным критерием, а в некоторых случаях вообще могло быть определяющим.
Соревнования, естественно, начинались с жертвоприношений. Когда всходила полная луна, процессия направлялась к храму Зевса, где в дар громовержцу приносились два могучих быка. После этого атлеты и судьи давали клятву соблюдать правила и традиции. На следующий день начинались состязания.
(Окончание следует)