Американская тюрьма Гуантанамо вновь в центре всеобщего внимания — недавно 15 заключенных были переведены оттуда в ОАЭ. Закрыть эту тюрьму Барак Обама обещал еще в ходе своей первой избирательной кампании в 2008 году. Однако выполнить это обещание 44-й хозяин Белого дома до сих пор так и не смог, хотя и не оставляет надежды успеть реализовать задуманное до момента истечения президентских полномочий. Между тем кандидат на пост главы государства Дональд Трамп вообще высказался за сохранение тюрьмы. Таким образом, Гуантанамо грозит стать действующим памятником невыполненным обещаниям Обамы. Что еще сулил американцам первый чернокожий президент и что из этого выполнил — изучила «Лента.ру».
Незакрытая рана
«Став президентом, Барак Обама закроет тюремный центр в Гуантанамо», — однозначно говорилось в предвыборной программе кандидата на высший государственный пост в стране. Почти сразу после избрания Обама приступил к исполнению обещанного. «Я отдал указ о закрытии тюремного центра в бухте Гуантанамо, и я буду добиваться быстрого и справедливого судебного разбирательства для плененных террористов», — говорил он в 2009 году, обращаясь к Конгрессу.
В 2011-м, однако, он подписал указ, предусматривающий в том числе дополнительные ограничения на перевод заключенных из лагеря, отсрочив его ликвидацию, — как говорил тогдашний министр обороны Роберт Гейтс, противодействие со стороны законодателей не позволяло закрыть тюрьму.
В декабре 2015-го Белый дом отклонил предложенный Пентагоном план по закрытию лагеря, признав его слишком дорогим.
Однако президент не оставлял попыток добиться своего — он предложил переправить оставшихся заключенных в тюрьмы на территории США, а 15 августа добился перевода 15 подозреваемых в ОАЭ. Как сообщает PBS, американский лидер все же попытается сдержать свое обещание до конца своего второго срока.
Закрытие печально известной тюрьмы, конечно, не самое главное из обещаний, которые давал будущий 44-й президент США во время двух избирательных кампаний. Гораздо большее значение для американцев имело то, что Обама намеревался ввести всеобщую медицинскую страховку, обеспечить равноправие для представителей ЛГБТ-сообщества и нормализовать отношения с другими государствами.
Здоровая страна
США остаются практически единственной развитой страной в мире, где отсутствует всеобщее медицинское страхование. «Здравоохранение — это право каждого американца. В таком богатом государстве, как наше, совершенно недопустимы ситуации, когда люди разоряются из-за больничных счетов, или когда моя мать, умирая от рака в возрасте 53 лет, проводит последние месяцы жизни в палате, споря с представителями страховых компаний о том, должны ли они оплачивать ее лечение», — говорил Обама в 2008 году во время дебатов с республиканским кандидатом Джоном Маккейном. «Мы поднимем качество здравоохранения и снизим его стоимость», — заявил Обама уже на инаугурации.
Практически сразу после избрания он попытался увеличить количество застрахованных американцев, предприняв масштабнейшую реформу и внеся множество изменений в сохранившуюся с 1960-х годов систему. Закон получился столь значимым, что его прозвали Obamacare — в честь создателя.
Всех американцев обязали обезопасить собственное здоровье, а для снижения стоимости страховки в каждом штате планировалось открыть специальные онлайн-биржи, чтобы граждане страны имели возможность подобрать удобный для себя план страхования по конкурентной цене. Тем, кто не мог себе этого позволить, пообещали государственные субсидии.
Ну а для самых нерадивых — тех, кто застраховаться может, но не хочет, предусмотрели штрафы, которые к 2016 году достигли 695 долларов. Исключение сделано лишь для заключенных, беднейших граждан и тех, кто не страхуется по религиозным причинам.
Барак Обама лично принял участие в информировании граждан о том, как им лучше застраховать свое здоровье. Он даже снимался ради этого в юмористических роликах. Американскому президенту удалось достичь поставленных целей — рост цен на страховки был взят под контроль, количество незастрахованных снизилось почти на 45 процентов. Obamacare смогла сделать обычных граждан здоровее, но похоронила надежды на оздоровление американской политики.
Неудавшийся конец поляризации
Обама пришел к власти, обещая положить конец вечным мелким спорам между демократами и республиканцами. «Мы перевернем политику ужасного партийного раскола в Вашингтоне, чтобы демократы и республиканцы вместе могли работать во благо американцев», — описывал свои планы Обама во время избирательной кампании в 2008 году. Однако претворить их в жизнь у него не получилось.
Реформа здравоохранения была принята вопреки воле практически всех политиков-республиканцев. Дело в том, что «слоны» традиционно выступают за сокращение вмешательства государства в жизнь граждан и уменьшение налогового бремени. Реализация задумки Обамы требовала огромных денег, которые, как полагали республиканцы, будут изыматься у трудолюбивых и успешных граждан в виде налогов. Иначе говоря, богатым придется платить за бездельников и голодранцев. Этого «слоны» Обаме простить никак не могли.
Реванш они взяли в ноябре 2010-го, нанеся демократам крупнейшее с 1938 года поражение на выборах в палату представителей. А четыре года спустя демократы лишились и большинства в сенате. Все время президентства Обамы республиканцы вставляли ему палки в колеса. Лидер сенатского консервативного меньшинства (после 2014-го — большинства) Митч Макконнелл заявил, что его главная цель — сделать Обаму «президентом одного срока».
В 2013 году из-за споров по поводу финансирования медстраховки работу прекратили все государственные учреждения: республиканцы не хотели идти на попятную и не смогли договориться с демократами.
Согласно опросу Gallup, проведенному в 2015-м, практически половина американцев считали работу Конгресса неудовлетворительной. Причем чем больше граждане знали о законотворчестве депутатов, тем большее неудовольствие выражали.
Усилившаяся поляризация и политический раскол дали свои плоды уже в 2016 году: именно апеллируя к избирателям, раздраженным Вашингтоном и царящими там порядками, обрел поддержку миллионов эксцентричный магнат Дональд Трамп.
Рука Вашингтона
«Те, кто удерживают власть с помощью лжи, коррупции и затыкания ртов недовольным, знайте: вы на неправильной стороне истории. Но если вы разожмете кулак, мы протянем вам руку», — говорил Обама на своей инаугурации. Еще в ходе предвыборных дебатов он пообещал встретиться с лидерами Ирана, Сирии, Венесуэлы, Кубы и Северной Кореи.
Частично ему это удалось. В свой актив администрация 44-го президента может записать нормализацию отношений с Кубой (с Раулем Кастро он встретился лично) и заключение ядерной сделки с Ираном. С президентом Венесуэлы Уго Чавесом, называвшим предыдущего хозяина Белого дома дьяволом, американский лидер обменялся рукопожатиями, а с Россией в 2009 году была проведена «перезагрузка», что, впрочем, не помешало через некоторое время отношениям Москвы и Вашингтона деградировать до уровня едва ли не холодной войны.
С другой стороны, непродуманных обязательств тоже хватало: например, перед вторым сроком Обама заявлял, что полностью выведет солдат из Афганистана в 2014-м, однако потом распорядился ограничиться частичным выводом.
Как свидетельствуют данные агрегатора опросов RealClearPolitics, американцы считают внешнеполитическую деятельность Обамы скорее провальной, нежели успешной, хотя разрыв между сторонниками полярных точек зрения составляет всего три процента.
Черный вопрос
Избрание чернокожего американца президентом сулило окончательное искоренение расистских предрассудков.
«Я выработал в себе твердое убеждение — убеждение, основанное на моей вере в Бога и американский народ — что работая вместе, мы можем оставить в прошлом раны межрасовых отношений. Да и к тому же у нас нет выбора, если мы продолжим двигаться по пути совершенствования нашей страны», — писал Обама в 2008 году в статье, посвященной межрасовым отношениям.
«Человек, отца которого 60 лет назад могли отказаться обслуживать в местном ресторане, теперь стоит перед вами и дает самую священную клятву», — произносил исторические, как казалось тогда, слова Обама с подиума на инаугурации. Тем не менее значительными успехами на этом поприще похвастаться уходящий американский лидер не может.
Ему удавались знаковые жесты: например, 3 февраля 2009-го генпрокурором США впервые стал чернокожий юрист Эрик Холдер, а спустя шесть лет его сменила первая темнокожая женщина-генпрокурор Лоретта Линч. Но неспособность решить бытовые проблемы чернокожего населения — в первую очередь проблему полицейского насилия — повлекли за собой возникновение движения Black Lives Matter («Жизни черных важны») и массовые протесты после каждого убийства негров стражами порядка.
Более того, в интервью журналу для чернокожих Black Enterprise Обама подчеркивал, что он — президент США, а не президент «черной Америки». Негров-сенаторов он призывал перестать «жаловаться, ворчать и ныть», а простым чернокожим американцам советовал крепиться: «Какие бы трудности вы из-за своей расы ни испытывали, помните, они меркнут перед тем, через что проходили — и с чем справлялись — предыдущие поколения».
Хотя коренные проблемы чернокожего населения не были решены, подавляющее большинство негров поддерживают Обаму — по данным Gallup, на середину августа 2016 года таковых было 85 процентов.
Однополое уравнение
Отношение Обамы к ЛГБТ-сообществу менялось. Как говорил сам президент, он пережил эволюцию по этому вопросу. В 2008-м будущий хозяин Белого дома утверждал, что брак может быть только между мужчиной и женщиной, а в 2012-м заявил: «Я сделал для себя вывод, для меня важно признать, что однополые пары могут вступить в брак».
Год спустя однополые союзы были признаны федеральным правительством, а в 2015-м Верховный суд принял знаковое решение, позволив однополым парам заключать браки во всех штатах.
Некоторые подвижки были сделаны и раньше: в 2010-м Обама обещал, что вместе с Конгрессом и Пентагоном добьется права для открытых геев, лесбиянок и бисексуалов служить в армии США, и уже год спустя они это право получили.
Гости из-за границы
Еще до своей победы в 2008 году тогдашний сенатор от Иллинойса Барак Обама обещал полноценную миграционную реформу. «Я гарантирую, что в первый же год президентства у нас будет законопроект, который я всецело поддержу», — говорил он в ходе первой избирательной кампании.
Примерно то же самое он повторил четыре года спустя, вступая в должность во второй раз: «Наша миссия не будет выполнена, пока мы не придумаем лучший способ принять страждущих, полных надежд иммигрантов — тех, кто видит в Америке страну возможностей». Однако, несмотря на все усилия, добиться своего Обаме не удалось.
Он требовал от законодателей заняться реформой миграции и в 2011, и в 2012, и в 2013 годах, но ему отказывали. Сенат выражал согласие, однако конгрессмены этому неизменно противодействовали. Отчаявшись найти поддержку на Капитолийском холме, в 2014-м Обама принялся действовать самостоятельно, посредством указов.
И тут его ждал провал: указ о запрете высылки нелегалов, чьи дети были гражданами страны или имели вид на жительство, заблокировал Верховный суд. В итоге полноценная миграционная реформа при Обаме так и не состоялась.
По итогам 44-го
Ресурс Politifact ведет свой «Обаметр» — специальную страницу, на которой отслеживается исполнение обещаний американского лидера. По данным ресурса, Обама выполнил 45 процентов того, что обещал, пришел к компромиссу по 25 процентам вопросов и обманул доверие лишь в 22 процентах рассматриваемых случаев. Остальные его инициативы или забуксовали, или находятся на стадии воплощения.