Полные тезки среди кандидатов в депутаты Госдумы обнаружились сразу в нескольких округах. Практика показывает, что избежать «двойников» на выборах сложно, в то время как в администрации президента напоминают о недопустимости применения подобных технологий. «Лента.ру» узнала, сильно ли вредят однофамильцы своим конкурентам и как с ними бороться.
Подзаработать или отомстить
На грядущих выборах многим избирателям будет легко запутаться. Так, в Юго-Восточном одномандатном округе Санкт-Петербурга от Партии роста баллотируется депутат Госдумы Оксана Генриховна Дмитриева, а от «Гражданской силы» — Оксана Владимировна Дмитриева. В Алтайском крае конкурируют кандидат от «Яблока» Рыжков Владимир Александрович и Рыжков Сергей Викторович из «Гражданской силы». В одном округе с депутатом Госдумы от КПРФ Денисом Вороненковым выдвинулся его полный тезка 1990 года рождения, которому, однако, зарегистрироваться не удалось. Коммунисты недавно пожаловались в ЦИК, что в Нижегородской области против их кандидатов образовались сразу 10 двойников.
По словам директора по исследованиям фонда ИСЭПИ Александра Пожалова, такие приемы, как правило, партии используют для того, чтобы подпортить жизнь своему конкуренту, а недобросовестные кандидаты и политтехнологи — чтобы подзаработать на выборах: создать двойника и вступить с реальным кандидатом в переговоры, выдвинув ему свои требования.
Но встречаются и более экзотические случаи. Так, в Иркутском округе против единоросса Олега Конькова от одной из партий выдвигается его брат Юрий Коньков: между родственниками испорчены отношения. Возможно, по сопоставимым мотивам в Свердловской области на выборах против единоросса выдвинулась его бывшая жена.
Председатель Центризбиркома Элла Памфилова пообещала бороться с двойниками, но какими именно методами — в комиссии пока думают. Памфилова пригрозила нарушителям «черными моральными метками» и оглаской всех случаев применения этой «черной технологии». Вместе с тем глава ЦИК признала, что у комиссии пока нет правовых оснований для воздействия на двойников.
Российское законодательство о выборах уже содержит норму, согласно которой кандидат, сменивший имя или фамилию менее чем за год до выборов, обязан указывать в бюллетене в том числе свою прошлую фамилию. Но, судя по жалобам и недовольству политиков, обнаруживающих в своих округах «навязчивого двойника», этой меры недостаточно.
Оттянуть до пяти процентов
О дополнительных механизмах защиты от двойников и других черных политтехнологий говорят и в Кремле. По словам собеседника в администрации президента, речь может идти о мерах вплоть до введения пятилетнего моратория на участие в выборах для кандидатов, сменивших фамилию. Этот вопрос может быть внесен в повестку Госдумы седьмого созыва, тем более что такие инициативы уже поступали от партий.
С предложением выработать четкие критерии для отказа в регистрации отдельным кандидатам, участвующим в «грязных» схемах, в ЦИК обращались коммунисты. Они надеются ввести запрет на участие в выборах для «двойников», которые поменяли фамилии, имена и отчества за несколько месяцев до выборов.
«Если человек решил перед выборами поменять фамилию и пол, желательно сделать так, чтобы он в этих выборах не участвовал», — заявил «Ленте.ру» заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Александр Бурков. По его словам, потери от «грязных» технологий могут достигать пяти процентов голосов.
Эсеру приходилось лично сталкиваться с такими технологиями: в 2013 году на выборах мэра Екатеринбурга у Буркова оказалось сразу два тезки, причем один из них заявил себя как директор ООО «Справедливое ЖКХ». Однофамилец эсера участвует и в этих выборах: он вновь выдвинулся от Свердловского округа, где «настоящий» Бурков планирует переизбираться в Госдуму.
Однако эксперты не полностью разделяют опасения политика. Так, по мнению Александра Пожалова, «фальшивые» кандидаты способны отобрать у главных оппонентов не более двух-трех процентов.
Страдают все
Пожалов уверен, что появление двойников, которые могут ввести в заблуждение определенную часть избирателей, является одним из побочных эффектов либерализации партийной системы и избирательного законодательства.
В этом году сразу 14 партий смогли участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей, тогда как на прошлых выборах подписи не собирали только 4. Эксперт предупреждает, что законодателям будет непросто регламентировать процедуру признания одного из кандидата основным, заслуживающим права защиты его фамилии, а другого кандидата — «ненастоящим»: «Можно, например, пойти по пути введения ценза оседлости для кандидатов, разделения в бюллетене кандидатов от парламентских и непарламентских партий, бессрочного информирования о случаях смены фамилии кандидатом до выборов, но в любом случае запрет не должен противоречить конституционному праву гражданина избирать и быть избранным».
Но пока избирательная кампания ведется в условиях действующего законодательства, в Кремле напоминают, что она «не должна становиться борьбой политтехнологий, админресурса и компроматов». К соблюдению этого принципа кандидатов в депутаты Госдумы лично призывал на недавнем семинаре первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин.
Помимо упомянутых нарушений, среди последних жалоб кандидатов — снятие с гонки по политическим мотивам. По сообщениям СМИ, с проблемами столкнулся в том числе один из кандидатов-эсеров с Южного Урала. В администрации президента подчеркивают, что такие эпизоды тоже недопустимы.
Однако не всегда за сомнительными с виду историями кроются нарушения. Бывают случаи, когда одинаковые фамилии носят две самостоятельные политические фигуры. Например, в Ставропольском округе №65 выдвинулись два Кузьмина: бывший мэр Ставрополя единоросс Михаил Кузьмин и многолетний лидер краевой «Справедливой России» Александр Кузьмин.
В гордуму Нижнего Новгорода в прошлом году избраны два Сорокина, и оба от «Единой России». «А что делать кандидатам с популярными в России фамилиями — Иванов, Петров и Сидоров?» — спрашивает директор по исследованиям ИСЭПИ.